Онлайн диагностика беременности
УЛЬТРАЗВУК: ДІАГНОСТИКА І ЛІКУВАННЯ
Ученые взломали «черный ящик» развития и увидели «розетку»
справочник лекарств с доказанной эффективностью
Медицинская консультация

Последний номер журнала

< Статьи о: Онлайн диагностика беременности >

Между ангелом и бесом

Между ангелом и бесом

Статистика неумолима: из трех беременностей две заканчиваются абортом. К сожалению, для многих украинских женщин медицинский аборт является одним из наиболее распространенных способов регуляции рождаемости…

Женщина в жизни боится только трех вещей: дьявола, потери репутации и беременности. Вольтер

Древняя проблема

Аборт относится к числу старейших проблем медицинской этики, философии, юриспруденции и теологии. Клятва Гиппократа запрещает врачу искусственное прерывание беременности: «Я не вручу никакой женщине абортивного пессария». В то же время Аристотель считал аборт допустимым, но лишь, пока у зародыша не сформировались «чувствительность» и «двигательная активность». В Древнем Риме аборт также широко практиковали. Правда, позднее, когда Римской империи потребовалось увеличить численность армии и рабов, женщин и лиц, способствующих производству аборта, стали подвергать строгому наказанию.

Окончательное осознание ценности эмбриона связано с возникновением христианства. Уже в эпоху раннего христианства искусственное прерывание беременности отождествлялось с убийством. Согласно христианскому учению, истребление плода лишает его благодати будущего крещения, а, следовательно, является тяжким грехом. В средние века аборт рассматривали как тяжкое преступление, аналогичное убийству родственника. Под влиянием церкви в XVI веке почти во всех европейских странах производство аборта каралось смертной казнью. Впоследствии ее заменили каторжными работами и тюремным заключением. Причем наказание распространялось не только на врача, но и на пациентку.

Представляет интерес эволюция взглядов как общества, так и врачей на проблему аборта в течение двух последних столетий. Так, основоположник акушерства в России Н.М. Максимович-Амбодик, предвосхищая концепцию медицинских показаний к искусственному прерыванию беременности, еще в 1784 г. выступал за то, чтобы в критических ситуациях на первое место ставилась борьба за жизнь матери, а не плода. Что касается европейской медицины, то статистика материнской смертности после кесарева сечения стала главным аргументом в этическом оправдании медицинского аборта, если женщина не может самостоятельно произвести ребенка на свет. Хирургическая техника искусственного аборта путем введения в полость матки инструментов известна примерно с 1750 г. Однако в связи с высоким риском летального исхода дипломированные врачи прибегали к этому методу довольно редко в отличие от незаконно практикующих врачевателей. В дореволюционном законодательстве России четко разграничивали разрешенный законодательством искусственный аборт, производимый врачом в целях спасения жизни женщины, и аборт, производимый самой женщиной или иным лицом с преступной целью прерывания беременности. Принадлежность человека, производящего криминальный аборт, к медицинской профессии (включая повивальных бабок) рассматривались как отягчающее обстоятельство.

Первым государством, легализовавшим аборт, стала Советская Россия. Однако уже в 1924 г. органами здравоохранения были учреждены «абортные комиссии», которые выдавали разрешение на бесплатный аборт. При этом применялся классовый подход, что выражалось в соблюдении следующей очередности: безработные-одиночки; работницы-одиночки, имеющие одного ребенка; многодетные матери, занятые на производстве; многодетные жены рабочих; все остальные застрахованные; прочие гражданки. Для женщин, не имеющих разрешения, аборт был платным. В 1936 г. было издано постановление, запрещающее аборты. И если на Западе отсутствие легализации аборта послужило толчком для широкого женского движения «За свободный выбор», то на Востоке аборт «ушел в подполье». Рост числа криминальных абортов в послевоенные годы заставил советское правительство опять изменить политику в отношении абортов, и в 1955 г. они были вновь легализованы. Рамки легальности радикально расширили в 1987 г., когда Минздрав СССР издал приказ о прерывании беременности по социальным показаниям.

На протяжении последних десятилетий законодательство разных стран в отношении абортов, а также общественное мнение становилось все более либеральным.

Аборты бывают разные…

Мини-аборт (вакуум-аспирация) — можно производить начиная с момента обнаружения при помощи УЗИ плодного яйца и до 4–5-й недели беременности. С этой целью используют вакуумный отсос. Операция малотравматична - осложнений после вакуум-аспирации в 5–6 раз меньше, чем после абортов, произведенных традиционным способом.

 «Классический» аборт (выскабливание внутреннего слоя матки кюреткой) производится, если срок для выполнения мини-аборта прошел или же нет необходимого оборудования. Сроки проведения: 4–5-я недели беременности.

Суть медикаментозного аборта заключается в применении лекарственных препаратов, в состав которых входят антагонисты прогестерона, способствующие прерыванию беременности. Производится в первые недели беременности. Эффективность методики колеблется в пределах 98%. Из всех существующих способов прерывания беременности данный метод считается наиболее безопасным.

Вплоть до летального исхода

Последствия абортов поистине драматичны. Женщина, решившаяся на аборт, особенно первый, рискует навсегда лишиться радости материнства. По данным статистики, около 15% супружеских пар не могут иметь детей, до 75% случаев женского бесплодия приходится на трубное, основной причиной которого являются послеабортные воспалительные заболевания половых органов, а у 17% женщин бесплодие наступает вследствие гормональных нарушений после аборта. Даже если операция выполнена технически грамотно, частота осложнений колеблется в пределах 10-40%. Наиболее опасны эндометрит (воспаление внутреннего слоя матки — эндометрия), прокол (перфорация) матки кюреткой или абортными щипцами (абортцангом) с ранением органов брюшной полости, оставление в матке плодного яйца (особенно при многоплодной беременности) или оболочек плода, кровотечение, эндометриоз (врастание слизистой оболочки матки в мышечный слой матки), пузырный занос, заражение крови. Возможные исходы перечисленных осложнений различны — от повторного аборта до смерти. Вследствие перенесенного аборта в мире ежегодно умирают около 70 тыс. женщин.

Какие бы права женщинам не предоставляли — голосовать на выборах, получать образование и т. д., — все это ничего не стоит, если у нас нет права распоряжаться собственным телом и контролировать то, что с нами происходит, если нашу судьбу могут изменить те, от кого мы можем забеременеть в силу случайности, обмана или применения силы. Анжела Девис

С точки зрения морали аборт — всегда трудный и мучительный выбор. Но если как следует разобраться, то независимо от конкретной ситуации и у врача, и у женщины он все-таки есть. Единственный, кто лишен права выбора, так это еще не рожденный ребенок. Дебаты на тему абортов не прекращаются. Быть может, все же следует чаще вспоминать о милосердии и не быть слишком жестокими в своей категоричности, ведь мир не делится лишь на «белое» и «черное». Наверное, не следует ставить знак равенства между женщиной, которая лишает себя радостей материнства, не желая отказываться от привычного образа жизни, и овдовевшей многодетной матерью. Между девочкой-подростком, подвергшейся насилию, и зрелой женщиной, не утруждающей себя выбором средств контрацепции. И, конечно же, не соизмеримы действия врача, прерывающего беременность, которая завершится рождением неполноценного ребенка, и человека в белом халате, желающего получить качественный абортивный материал в корыстных либо научных целях.

Дебаты не прекращаются… Не обсуждается, пожалуй, лишь одно: о предохранении от нежелательной беременности следует позаботиться до наступления оной.

 

Дата публикации: 27 Мая 2021

Источник:  "Фармацевт Практик", 2005

Автор: 

Нравится