Онлайн диагностика психосоматических заболеваний и стресса
КОГДА СПЯЩИЙ ПРОСНЕТСЯ…
Территория «ЭКС»
справочник лекарств с доказанной эффективностью
Медицинская консультация

Последний номер журнала

< Статьи о: Онлайн диагностика психосоматических заболеваний и стресса >

Задержка речи у детей Пора тревожиться?

Задержка речи у детей Пора тревожиться?

Задержка речи у малыша — волнующая тема для его родителей, бабушек и дедушек. Чаще всего такая заминка — проявление индивидуальности. Но игнорировать ее все равно не стоит. Ведь порой задержка речи может быть признаком существенного отклонения в развитии. Разобраться в том, насколько серьезно обстоят дела, могут только профессионалы. Для них каждая патология речи имеет свою четко выраженную картину. 

К категории детей с задержкой речи специалисты относят тех малышей, которые развиваются адекватно, в совершенно нормальной последовательности, но медленнее остальных. Все причины, вызывающие задержку речи, сгруппированы учеными по ряду признаков. Это нарушения, связанные с расстройством артикуляции, беглости произношения и проблемами голоса. Расстройства артикуляции проявляются неправильным произношением, а трудности с контролем плавности речи сопровождаются заиканием. Проблемы с голосом возникают из-за нарушений дыхания и работы голосовых связок.
Нарушение (задержка) речи — это проблема с передачей или доставкой словесного сообщения.
Языковые расстройства — нарушения в получении, понимании и формулировании сообщения.
Другой вид проблем, из-за которых возникает задержка речи, — языковые расстройства. Они связаны с пониманием смысла и с использованием различных слов, фраз и словосочетаний, а не со способностью сказать эти слова. Когда у ребенка есть трудности с пониманием, то врачи говорят, что у него импрессивное расстройство речи, то есть расстройство восприимчивости. Если же малышу сложно обмениваться мыслями, идеями и чувствами — это экспрессивное (выразительное) расстройство речи.

Повод для беспокойства
Лучший способ определить истинную природу задержки речи у ребенка — обратиться за помощью к врачам: логопеду, невропатологу, психологу. Они проведут ряд тестов и определят, что именно у вашего карапуза: незначительная задержка речи, с которой можно легко справиться, или проблема потребует для устранения более серьезных усилий.
Так, общий анализ артикуляции, известный как фонологический анализ, дает ключи к пониманию истинной природы задержки речи. Если речь главным образом невнятная с искаженным звучанием, это может быть проблемой мышечной функции или дизартрией (от греческих слов: dys — приставка, означающая затруднение, нарушение функции + arthroo — членораздельно произношу) — нарушение произношения звуков речи.
Существует и другой вид схожей патологии — апраксия. В этом случае у детей нарушения моторики мышц совмещаются с трудностями координирования действий.

Азы
Если у вашего ребенка нет проблем, связанных с дисфункцией мышц или трудностями координирования, то тогда, как правило, справиться с задержкой речи можно путем тесного сотрудничества с логопедом. На практике, это означает много разговорной практики. Очень много.
Базовые языковые расстройства и мягкая задержка речи обычно исправляются в относительно короткий период времени с помощью стандартных методов. К примеру, для того, чтобы ребенок научился правильно владеть языком, губами, челюстями, с ним играют, проводя занятия увлекательной веселой артикуляционной гимнастики. Это могут быть самые разнообразные упражнения: «Ударь кончиком языка по передним зубам», «Вытяни губы трубочкой», «Пощелкай язычком», «Надуй щеки» и т. д. Или имитирующие звуки речи — «Скажи T»…
Длительность такого лечения может сильно варьировать в зависимости от индивидуальности ребенка. Так, для малыша, у которого несколько ошибок в произношении звуков и который легко контактирует с врачом, может понадобиться несколько месяцев тренировок. В случае множественных нарушений лечение займет гораздо больше времени.

Решение более серьезных задач
У детей с синдромом Дауна, больных детским церебральным параличом или аутизмом существует риск серьезных проблем с речью — дизартрия и апраксия. Их лечение зависит от типа и тяжести заболевания, а также видов тренировок, на которые ребенок реагирует. При дизартрии врач поможет ребенку развить мышцы и научит его приводить их в движение для воспроизведения звуков и правильного произношения. В случае апраксии придется сложнее. Ведь из-за комплекса проблем необходимо будет учиться планировать действия, жесты, последовательность передачи речи. В ходе лечения могут меняться виды воздействия и упражнений в зависимости от возраста и уровня развития ребенка, а также результатов занятий с ним. Тем не менее в любом случае основной упор делается на речевую практику и индивидуальные способности малыша.

Основные показатели развития речи от 1 года до 6 лет
Возраст    Речевые навыки
1-й год    Появление однословных предложений
1 год 3 месяца    Запас слов до 30
1,5 года    Запас слов до 40–50, легко повторяет часто слышимые слова
1,5–2 года    Появление фраз, двухсловных предложений
1,5–2 года    Первый период вопросов: «Что это?», «Куда?», «Где?»
2 года    Запас слов до 200–300
2 года    Начинает пользоваться местоимениями, прилагательными и предлогами
2 года    Появление трехсловных предложений
2,5 года     Появление многословных предложений
2,5–3 года    Могут сохраняться трудности звукопроизношения (шипящие, свистящие, сонорные звуки)
3 года    Запас слов до 800–1000
3 года    Употребление грамматических форм: изменение существительных по падежам и числам, глаголов — по родам, временам, числам и лицам
3–4 года    Второй период вопросов: «Почему?», «Когда?»
3–4 года    Фразы становятся длиннее, их смысл усложняется
3–4 года    Могут сохраняться недостатки в произношении ряда слов (длинных и малознакомых), нечеткость произношения ряда звуков
4 года    Дети изъясняются развернутыми предложениями, включающими почти все части речи
4 года    Умеют группировать предметы по классам: одежда, посуда, мебель, животные…
4 года    Запас слов до 2000
4–5 лет    Высказывания приобретают форму короткого рассказа
4–5 лет    Исчезают почти все возрастные неправильности произношения
5 лет    Умеют составить по картинке рассказ из нескольких предложений, правильно отвечают на вопросы по сюжету рассказа
5 лет    Запас слов до 2500
6 лет    В речи возрастает количество простых распространенных и сложных предложений, во фразах используются все основные части речи
6 лет    Отсутствуют недостатки произношения звуков и слов
6 лет    Умеют составить рассказ-пересказ из 40–50 предложений с развитием сюжета, отразив в нем события прошлого, настоящего или будущего

Дата публикации: 15 Октября 2012

Нравится