Болезни
< Статьи о: , , | Онлайн диагностика психосоматических заболеваний и стресса > |
Когда уходит детство
Уходит детство через мой порог,
Уходит тихо, как уходят в осень.
Да будет мир с тобой и сто дорог,
Да будет счастлив тот, кого ты бросишь.
Аида Ведищева
Время неумолимо стремится вперед, оставляя позади секунды, которые постепенно складываются в часы, дни, месяцы, годы. И недавние обитатели кружевных конвертов становятся солидными первоклашками, а еще чуть позже мама, глядя вслед вчерашней крошке, замечает, что дите выросло. Когда они успевают повзрослеть, наши дети?
Взрослый — это…
Толковый словарь понятию «взрослый» дает совершенно беспристрастное и объективное определение. «Взрослый — вышедший из детского возраста, выросший, достигший возмужалости…». Вот только когда это происходит и как это определить? По росту? По размеру одежды?
Сейчас довольно часто говорят о раннем взрослении нынешних детей, при этом добавляя, что полноценного взросления, увы, не происходит. Парадокс? Вобщем-то, все правильно. Дети стремятся побыстрее стать взрослыми. При этом по-настоящему взрослых людей вокруг действительно мало. Может быть, выросшие дети просто не имеют ясного представления о том, что же такое взрослость, а, значит, никак не могут ее достичь? И стараются не стать взрослыми (ведь во взрослой жизни столько проблем!), а хотят только считаться ими, стремясь не расставаться с детством окончательно?
Современные дети и подростки довольно рано получают информацию о многих совершенно «взрослых» сторонах жизни — о табаке и алкоголе, о половых отношениях, о зарабатывании денег… Бытует мнение, что полноценному взрослению иногда мешает экономическая ситуация в стране, ведь если человек не имее возможности иметь и содержать собственный дом, то о каком врослении идет речь? А стремятся ли вчерашние дети иметь свой дом, свою семью, своих детей, стремятся ли принимать на себя ответственность за кого-то, живущего рядом?
Настоящая взрослость, надо полагать, — это не просто стремление добиваться того, чтобы с тобой считались, как со взрослым, а умение совершать поступки взрослого человека, что проявляется и по отношению к самому себе, и по отношению к окружающим.
Проявления взрослости
Иногда в понятие «взрослый» закладывают просто физическую зрелость. Но современные детки растут быстро и вырастают рано (акселерация!). И часто в четырнадцать–пятнадцать лет уже обгоняют ростом родителей. Но взрослость ли это? По юридическим нормам взросление наступает вообще в три этапа — 16 лет, когда вручают паспорт, 18 лет, когда можно принимать участие в выборах и вступать в брак, и 21 — когда разрешено покупать спиртное. Официальное наступление совершеннолетия тоже считают определенной и достаточно важной ступенью достижения зрелости. Но ведь этот параметр достаточно условен и, скорее, статистический, к тому же, для каждой страны свой.
Случается, что подростки стремятся ускорить процесс взросления и побыстрее перенять «взрослые», с их точки зрения, привычки — курение, употребление алкоголя, нецензурная брань… Девочки стараются взгромоздиться на высокий каблук, построить на голове и нарисовать на полудетском личике что-то немыслимое, во всем следовать самой современной моде — и иногда в своем старании доходят до карикатурности…
Но взрослость ли это?
Один из стимулов к взрослению — неформальные разновозрастные группы, где инициатива принадлежит старшим по возрасту и меняются темы и содержание общения.
Еще одним и очень важным источником взросления психологи считают самостоятельное установление соответствия (идентификации) между собой и окружающим миром. Замечая и определяя сходство и различия, подросток пытается найти свое место в окружающем мире — сейчас речь идет о взрослении социальном.
А ведь есть еще и психологическая взрослость — умение видеть мир таким, какой он есть на самом деле (ведь дети попросту предпочитают не замечать того, что не хочется видеть). Может быть, это и есть один из важнейших признаков взросления, когда окончательно привыкаешь к мысли, что мир не такой, каким его хочется видеть? И детство заканчивается именно с появлением такого отношения к жизни?
Взрослость: критерии
Физическое, социальное, психологическое взросление — разные грани одного и того же явления. Но существует ли какой-либо один критерий определения зрелости (она же взрослость)? Похоже, что единого и единственного критерия не существует. Но таких критериев можно выделить несколько. Причем бывает, что по одному критерию человек уже вполне зрелый, а по какому-то другому до зрелости еще далеко. Безусловно одно — для обретения зрелости (для того, чтобы окончательно стать взрослым) человек должен получить определенный запас жизненного опыта и стать самостоятельным. Причем речь идет не только и не столько о самостоятельности материальной и юридической, сколько о психологической.
Во-первых, по мере взросления человек все больше и больше опирается на собственный жизненный опыт, возрастает способность к анализу жизненных ситуаций. По-настоящему взрослый человек не пользуется чужими шаблонами поведения и общепринятыми мерками. Даже если какие-то шаблоны и мерки принимаются, то только на основании личного опыта. Взрослый человек поступает определенным образом не потому, что выполняет чье-то указание, и не потому, что стремится воспротивиться приказу (хотя при необходимости умеет и подчиняться, и протестовать), а исключительно потому, что руководствуется собственными соображениями разумной целесообразности.
Во-вторых, по мере взросления человек все больше и больше приобретает способность разрешать любые ситуации мирным путем, умеет посмотреть на любую ситуацию с точки зрения другого (даже если она совершенно не нравится) и понять ее, тем самым находя разумный и удобный для обеих сторон компромисс.
В-третьих, для взросления свойственна ясность целей (а заодно и намерений), то есть взрослый четко осознает, чего хочет и вполне реально оценивает свои возможности.
Кроме того, взрослый человек осознает и признает право окружающих на свободу самовыражения и умеет принимать людей, не стремясь подкорректировать, исправить, подстроить «под себя», не осуждая и не навязывая собственные жизненные критерии и мерки.
И, наконец, взрослый, идущий к настоящей зрелости человек, чувствует все меньше страха перед неизвестностью и все больше испытывает сострадания к людям.
В итоге получается, что взрослым можно считать только того человека, который сам решает все свои жизненные задачи. А чтобы уметь их решать, нужно понимать, чего хочешь, трезво и точно ориентироваться в реальности и владеть необходимыми способами их, этих самых задач, решения. Вот и все. Собственно, чтобы быть взрослым, больше ничего и не нужно. Но ведь нужно немало.
Взрослый? Ребенок?
Конечно, иногда человек, внешне очень похожий на взрослого, не способен ни на какие взрослые поступки и решения, а бывает, что совсем еще ребенок поступает вполне зрело и ответственно — календарный возраст тут часто ни при чем. И что интересно — с развитием цивилизации период, необходимый для взросления, в среднем увеличивается, ведь все больше требуется узнать, большему научиться, чтобы соответствовать современному уровню. И все больше и больше знаний пытаются вложить в головы школьников, хотя настоящая задача образования — не накопление информации, а приобретение навыка ее получения (чтобы впоследствии человек мог самостоятельно получить, воспринять, освоить и использовать необходимые знания), а также формирование самостоятельной личности, способной на ответственные решения и поступки. Но формирует ли современная школа взрослую личность?
Так взрослый или ребенок? Закончилось детство или еще нет?
Наименее спорным, пожалуй, остается критерий физической зрелости. Но ведь этому критерию человек начинает соответствовать задолго до того, как его можно считать взрослым по другим показателям. То есть, физическая и физиологическая зрелость — это просто условие зрелости подлинной, одно из условий (причем условие, конечно, необходимое, но вовсе недостаточное). А иногда человек, несмотря ни на аттестат зрелости, ни на паспорт, ни на косую сажень в плечах так и не становится по-настоящему взрослым.
Так когда же заканчивается детство и начинается настоящая зрелость? Психологи и педагоги утверждают, что вчерашние дети начинают вести себя как взрослые, когда приобретают необходимый для этого жизненный опыт, умения и навыки, когда «взрослое» поведение (умение брать на себя ответственность) становится для них привычным, когда появляется убеждение, что это единственно приемлемая модель поведения. Подростки же стремятся вести себя по-взрослому, когда появляется интерес или выгода так себя вести, когда в системе жизненных ценностей появляется пункт «взрослым быть надо» и исчезает страх перед взрослением, когда возникает внутреннее убеждение, что вести себя следует именно так, и появляется личностная самоидентификация «Я — взрослый человек. У меня получается быть самостоятельным и ответственным». Безусловно, взрослое поведение ребенка (даже если это уже подросток) должно получать одобрение и поддержку.
Чтобы дети (а иногда уже и почти совсем взрослые) переставали быть детьми и становились самостоятельными, важно создавать ситуации, когда самостоятельность возможна и по силам, когда самостоятельность и взрослость престижны и становятся привлекательными или когда самостоятельность обязательна и просто вынуждена. Конечно, искусственное моделирование таких ситуаций требует, прежде всего, желания помочь ребенку повзрослеть, а подростку — стать взрослым. Но и в реальной жизни таких ситуаций с каждым прожитым днем становится все больше. И хотя иногда родители в глубине души боятся взросления своих детей, боятся их независимости и свободы, но опекать чадо до конца дней своих вряд ли получится, да и надо ли…
Говорят, всему свое время. Так и в жизни — есть время детства, есть время взросления. И именно от родителей очень во многом зависит, насколько безболезненно и естественно произойдет прощание с детством, взросление, возмужание. Когда уходит детство? Для каждого человека это время свое. Но ведь оно уйдет в любом случае, если человек развивается правильно и учится быть по-настоящему самостоятельным. И по-настоящему любящие родители могут помочь своему ребенку научиться быть взрослым, но при этом по-детски непосредственно радоваться жизни, быть по-взрослому солидным и надежным, но по-детски удивленным и счастливым — это самое лучшее и самое правильное развитие событий.
Дата публикации: 30 Января 2014
- КОГДА СПЯЩИЙ ПРОСНЕТСЯ…
- ЦЕЛУЯ БЕЛОСНЕЖКУ
- Территория «ЭКС»
- Почему мы целуемся? Стоит ли делать это?
- Переплетение работы и личной жизни – плохо или хорошо? (Часть 3)
- Переплетение работы и личной жизни – плохо или хорошо? (Часть 2)
- Переплетение работы и личной жизни – плохо или хорошо? (Часть 1)
- ФОРМУЛА СЧАСТЬЯ ПО-КИЕВСКИ
- Обнаружена область мозга, которая имеет большое значение для социальной памяти