Онлайн диагностика болевого синдрома
Короткое замыкание в ионном канале усиливает боль
Мифы о хронической боли
справочник лекарств с доказанной эффективностью
Медицинская консультация

Последний номер журнала

< Статьи о: Онлайн диагностика болевого синдрома >

ЕСЛИ БОЛЬНО МАЛЫШУ…

ЕСЛИ БОЛЬНО МАЛЫШУ…

Современные инструментальные методы исследования позволяют наблюдать за развитием плода, находящегося в утробе матери. Сделанные при этом открытия заставили специалистов по-новому взглянуть на проблему детской боли. Как оказалось, еще задолго до рождения ребенок чувствует боль и, что важно (!), реагирует на нее не только непроизвольными движениями ручек и ножек, но и изменением частоты сердечных сокращений. Таким образом, распространенное мнение о том, что новорожденные воспринимают боль не так, как годовалые малыши, и утверждение о «высокой степени устойчивости детей к боли» постепенно сошли «на нет».

Одновременно назрела необходимость дать взвешенную оценку эффективности и безопасности имеющихся в распоряжении врачей обезболивающих средств, а также разработать методологию их применения

Зависимость ощущений

Дети реагируют на боль по-разному. Например, получив травму одинаковой степени тяжести, одни исходят слезами, а другие тихонько всхлипывают. Восприятие боли зависит от многих факторов, которые принято называть субъективными: поведение родителей, их реакция на происходящее, наличие у малыша «жизненного» опыта, связанного с болью, и т.д. На остроту ощущения боли влияют также характер ребенка, его способность к концентрации внимания и прочие психологические особенности.

Следовательно, детский организм по-разному реагирует и на прием обезболивающих средств. Однако оценить эффективность анальгетиков у детей отнюдь не просто. Например, даже испытывая сильную боль, малыши заявляют, что у них «ничего не болит», если видят медперсонал в белом халате.

Боль у ребенка может быть:
- Острой — при повреждении тканей или поверхности кожи (например: травма, внутримышечная инъекция).
- Рекуррентной (рецидивирующей) — повторяющиеся эпизоды головной или абдоминальной боли.
- Персистирующей — длительная боль при повреждении или заболевании.

Когда давать обезболивающее?

У детей младшего школьного возраста выраженность боли можно определить, попросив ребенка указать на рисунок личика с соответствующим настроением (улыбающееся, спокойное, плаксивое).

Дети грудного возраста реагируют на боль беспокойным поведением, плачем, нежеланием играть с любимой игрушкой.

Родителям нужно:

— внимательно относится к жалобам ребенка на боль;

— постараться определить причину боли;

— как можно раньше устранить боль;

— знать и предполагать ситуации, которые могут стать причиной боли (прививка, удаление зуба).

Как правило, детям рекомендуют нестероидные противовоспалительные препараты (НПВП), которые обладают не только обезболивающим, но и противовоспалительным и жаропонижающим эффектами. В педиатрии их используют при лечении целого ряда заболеваний — остром отите, ангине, фарингите, и острых респираторных заболеваниях, которые часто сопровождаются мышечной, а также головной болью. В рекомендациях Всемирной организацией здравоохранения особо подчеркивается необходимость назначения парацетамола или ибупрофена и при повышенной температуре тела, и «при мышечной ломоте и головной боли». Только эти средства официально рекомендуются для широкого использования в педиатрической практике.

3 принципа назначения обезболивающих
Принцип времени. Основан на максимально быстром и регулярном поступлении обезболивающего препарата в организм ребенка (каждые 4 или 6 часов), продолжительности его действия и тяжести боли. Если боль возникает периодически или если ребенок хорошо переносит боль, принимать обезболивающее можно «по необходимости».
Принцип пути применения («через рот»). Простой и эффективный способ поступления препарата в организм, не причиняющий дополнительной боли ребенку, является наиболее предпочтительным.
В отличие от инъекционных анальгетиков, такую лекарственнуюформу, как сиропы, дети разного возраста воспринимают положительно. Родители могут дозировать их самостоятельно.
Принцип соответствия (каждому ребенку – индивидуально). Включает индивидуальный подход к выбору дозы назначаемого средства.

Парацетамол и ибупрофен

Механизм действия ибупрофена и парацетамола несколько отличается. Последний обладает жаропонижающим, анальгезирующим и незначительным противовоспалительным эффектами. Он воздействует преимущественно на центральную нервную систему, и не оказывает периферического действия. Качественные изменения метаболизма при приеме парацетамола зависят от возраста ребенка, состояния функций печени и почек.

Ибупрофен оказывает выраженное жаропонижающее, анальгезирующее и противовоспалительное действие, что обусловлено способностью препарата воздействовать как на центральную нервную систему, так и на очаг воспаления. Болеутоляющее действие дозозависимое, проявляется уже в дозе 5 мг/кг, более выраженное, чем у парацетамола. Кроме того, обезболивающий эффект ибупрофена более продолжительный, чем при приеме парацетамола, что важно при зубной боли или боли, вызванной прорезыванием зубов.

Алгоритм оказания помощи при травме:
a)      Дать анальгетик (ибупрофен или парацетамол);
b)      Успокоить ребенка
c)      Наложить фиксирующую или асептическую повязку (при необходимости иммобилизировать конечность)
d)     Обратиться за помощью к специалисту.

Дата публикации: 28 Сентября 2021

Нравится