Онлайн диагностика психосоматических заболеваний и стресса
Что лучше: быть правым или быть счастливым?
Фотосъемка может ухудшить воспоминания
справочник лекарств с доказанной эффективностью
Медицинская консультация

Последний номер журнала

< Статьи о: , , , Онлайн диагностика психосоматических заболеваний и стресса >

В садик не ходил…

В садик не ходил…

Какими разными бывают дети! Подвижные и медлительные, разговорчивые и молчаливые, шаловливые и спокойные… А еще «садиковые» и «несадиковые», которые либо посещают детский сад, либо растут исключительно в домашних условиях. Какие они, «несадиковые»?
Времена меняются
Когда-то давно, не один десяток лет назад, когда о детских садах никто и слыхом не слыхивал, «садиковых» детей просто не было — все умудрялись вырасти дома. Кто-то под присмотром мамы или бабушки, кого-то опекали няньки и гувернантки, а кто-то и вообще сызмальства был предоставлен сам себе.
Но времена меняются, детские сады стали обычным явлением, и подавляющее большинство деток каждое утро, как и мамы на работу, топали на свою детскую «службу». Тогда же появились разговоры о «несадиковых» детях, то есть о детях, которые по каким-то причинам не могут посещать сад. Причин множество, и все уважительные. Ведь мамино сердце всегда болит за своего кроху, и каждая мама стремится найти самый подходящий для ребенка вариант. Почему же малыш не посещает специально для него предназначенный садик? К огромному сожалению, есть детки, которые по медицинским показаниям просто не могут находится в коллективе. А вот если никаких особенных медицинских противопоказаний нет? Вроде, ребенок «практически здоров», а два-три дня в саду заканчиваются неделей-другой больничного... Вот тут-то и задумаешься, а водить ли малыша в сад…

«Несадиковые» дети


«Несадиковый»? Что стоит за этим определением?
Действительно ли бывают дети, которые ни при каких условиях не могут адаптироваться к детскому саду? По многолетним наблюдениям педиатров и детских психологов, таких детей практически нет. Вопрос лишь в том, сколько силенок потратит малыш и сколько усилий нужно приложить родителям, чтобы адаптироваться к детскому саду. И оправданы ли эти усилия.
По тому, как малыши приспосабливаются к детскому саду, их можно разделить на три группы.
К первой группе относят деток, которые реагируют на перемену обстановки настоящим бурным нервным срывом, к которому почти всегда добавляются частые простудные заболевания.
Вторая группа — дети, которые не проявляют каких-либо заметных признаков нервного перенапряжения, а «всего лишь» начинают часто болеть.
И, наконец, третья группа — ребятишки, привыкающие к садику без особых проблем.
К сожалению, каждый второй ребенок относится к первой или ко второй группе. Но это не значит, что только половина детей, которые ходят в садик, имеет шанс полностью там освоится. Многие детки способны за какое-то время адаптироваться к новой обстановке.
Отдавая малыша в детский сад, следует помнить, что это стресс для ребенка, но стресс вполне преодолимый. Только крохе нужно помочь справиться с этим новым и очень серьезным опытом. Такое значительное количество детей, испытывающих трудности при адаптации к детскому саду, во многом объясняется их неподготовленностью к новому образу жизни.
Кроме прочего, трудности в приспособлении к детскому саду могут быть обусловлены и темпераментом ребенка (темперамент — врожденная характеристика, которую нельзя изменить). Малыши-сангвиники обычно адаптируются к новой обстановке вполне благополучно, а вот холерикам и флегматикам часто приходится нелегко. Детишки с холерическим темпераментом оказываются слишком активными и шумными, но еще больше могут страдать медлительные флегматики, которые просто не успевают за остальными. А ведь в садике важно «шагать в ногу», все делать вовремя.

Знакомство с садом
Психологи и врачи определили самый оптимальный возраст для знакомства с детским садом — четыре года. И не меньше! А если отдать ребенка раньше, то и лучше не будет, и быстрее не привыкнет, и проблем не убавится, а, пожалуй, только прибавится.
Малыш привыкнет — это значит внешне смирится, реагируя на стресс «всего лишь» частыми простудами и другими болезнями, плохим настроением, снижением интереса к окружающему миру. Такое пассивное сопротивление — далеко не пустяк, оно очень негативно отражается на дальнейшем эмоциональном, интеллектуальном и физическом развитии. А самая распространенная форма пассивного сопротивления — частые простудные заболевания.
И уж совсем не следует отдавать в обычный детский садик ослабленных, часто болеющих и без всякого садика детишек, а также малышей с неустойчивой нервной системой. Если малыш не слишком здоров, это означает его повышенную чувствительность и уязвимость. К такому ребенку нужно подходить с особой осторожностью, а садик выбирать еще более тщательно, чем в случае с «обычным» малышом.

Если не сад
Если же речь о садике вообще не идет, можно попробовать найти  какую-нибудь «школу развития» для самых маленьких, игровую группу. Если и это невозможно, то по крайней мере надо выбираться с ребенком куда-то в гости, чтобы он понемножку узнавал, что мир не ограничен домом и мамой, а большой и нестрашный.
Еще сравнительно недавно считалось, что детский сад — непременное условие для успешного развития ребенка. Ведь дети, которые детский сад не посещали, гораздо труднее адаптировались к школе, привыкали к общению с другими детьми, приспосабливались к разнообразным правилам поведения в коллективе. Да и таких детей, которые не ходили в сад, было мало. Поэтому среди «садиковой» детворы им было нелегко.  
Сейчас же малыши, которые никогда не посещали детский сад, перестали быть исключением. Хорошо ли, плохо ли, но это так. И исходить нужно из реалий сегодняшнего дня.
Ребенок «несадиковый»? Значит, следует больше обращать внимание на то, как детка общается с другими детьми на площадке или в гостях, умеет ли играть, может ли поделиться игрушками, а то и постоять за себя. Все это очень важные критерии социального развития ребенка. И если годам к пяти такие навыки не приобретены, то стоит задуматься и пересмотреть принципы воспитания, может быть, найти подходящий детский коллектив, пусть это будет не садик, а группа развития, детский клуб, спортивная секция. Ведь самое сложное в домашнем воспитании (и самое важное в садиковом) — не физическое или интеллектуальное развитие (тут многие мамы от сада не отстанут, а то и намного опередят), а развитие социальное — общение со сверстниками, общение со взрослыми (не родителями), умение вести себя в коллективе и придерживаться установленных правил. А эти умения и навыки ребенку просто необходимы и для дальнейшей жизни, и для обучения в школе.

«Несадиковские» трудности


Именно начало школьной жизни — один из самых сложных и ответственных периодов в жизни ребенка и главная причина переживаний по поводу «несадикового» прошлого. Ведь давно исследовано и проверено, что гармонично вписаться в детский коллектив в 6–7 лет уже гораздо сложнее, чем в 3–4 года. Дело в том, что в детском саду все внимание и родителей, и воспитателей, и самих детей сосредоточено именно на взаимоотношениях с коллективом, на общении. А в школьные годы внимание переключается на учебу. Вот и получается, что, помимо традиционных проблем первоклашек, у домашних детей возникают и другие трудности.
Первой трудностью  можно назвать трудность коммуникативную, ведь основная проблема домашних детей — отсутствие опыта общения. У ребенка, который не ходил в детский сад, коммуникативная готовность к школе зачастую почти отсутствует. Ребенку придется учиться уступать, подчиняться, согласовывать свои действия с кем-то еще, действовать совместно с другими детьми и отказаться от безоговорочного права на лидерство.
Второй трудностью часто становится трудность мотивационная. Дети, которые посещали детский сад, имеют вполне сформированный мотив — учиться. Они уже привыкли к коллективу и к общению. А вот домашний ребенок часто стремится просто к общению, для него важно найти свое место в коллективе, важно найти новых друзей. А вот учеба становится далеко не самым главным приоритетом да и вообще зачастую воспринимается как новая игра, которую при желании можно прервать. И очень важно, чтобы школа привлекала маленького ученика своей важнейшей деятельностью — учебой.
Третья трудность для домашнего ребенка — страх перед учителем, иногда даже страх панический. Модель взаимоотношений учитель–ученик сильно отличается от модели ребенок–родители. Детсадовские дети уже научились выстраивать общение со взрослыми по модели воспитатель–ребенок и легко переходят на школьный вариант взаимоотношений: не боятся учителя, адекватно воспринимают необходимую строгость. А вот «несадиковый» ребенок может сидеть тихо, но как будто отсутствовать, не слышать вопросы, не выполнять задания. Зачастую это не связано с тем, что малышу неинтересно или он увлечен чем-то другим — он действительно просто не слышит. Как правило, уход в себя вызван страхом перед реальностью, в данном случае — перед учителем. Но ребенок должен уважать учителя, а не бояться его, и чтобы вчерашний дошкольник мог безболезненно включиться в процесс обучения, ему необходим опыт общения с посторонними взрослыми. Только тогда еще одной трудностью в школе станет меньше.
Трудность четвертая (и не самая незначительная) — жизнь по расписанию.
Одним из самых сильных стрессов в начале школьной жизни для домашнего ребенка может стать соблюдение строгого режима дня. Дети, посещавшие детский сад, привыкли жить по расписанию. Домашние же малыши имели гораздо большую степень свободы. В результате резкий переход такого ребенка на достаточно жесткий школьный режим становится серьезныи испытанием. Детский организм сопротивляется новому распорядку, малыш становится медлительным, иногда и раздражительным.
Еще одной трудностью становятся завышенные ожидания родителей, которые занимались с ребенком дома и ждут от него мгновенного успеха, а среднестатистические результаты воспринимают как неудачи. В результате у первоклассника пропадает желание чего-то достигнуть, снижается уверенность в себе и формируется низкая самооценка. Ребенок хуже усваивает новый материал, появляются плохие отметки, которые вызывают недовольство родителей — и разорвать этот замкнутый круг становится все сложнее.
Очередной трудностью для домашенго ребенка может стать сравнение с ровесниками. Через этап сравния проходят все, но детсадовцы к первому классу уже миновали этот этап и не пытаются во всем равняться на окружающих. А вот домашний ребенок слишком зависим от мнения одноклассников. Ему важно быть таким, как все, хоть это и неправильно с точки зрения взрослых. Что делать? Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за улучшение его собственных результатов. Задача родителей — объяснить, что все дети разные и способности тоже у всех разные.

На самом деле, трудностей малыша-первоклассника ждет немало, а если еще накладывается задача влиться в коллектив — то это еще сложнее. И взрослым не всегда просто адаптироваться к новым жизненным обстоятельствам, что уж говорить о шести–семилетнем крохе. И если речь идет о «несадиковом» ребенке, о весьма вероятных проблемах с адаптацией следует помнить. Домашние дети могут быть сковаными, робкими, стараться держаться незаметно, могут плакать при малейшей неудаче. У них может нарушиться сон, пропасть аппетит, они могут стать капризными и проявлять интерес к игрушкам и книгам для самых маленьких, уходя и прячась от школьных забот и навалившихся новых проблем. Домашние дети чаще и подолгу болеют. Такие малыши находятся в группе риска с точки зрения возникновения школьного невроза.
К счастью, период адаптации к школе не очень длинный и обычно занимает один–два месяца, но если ситуация не пришла в норму, понадобится консультация врача.

… Такие разные малыши! Шумные и спокойные, взрывные и рассудительные… Но все они наши, самые лучшие и самые любимые. И наша задача помочь и «садиковой», и домашней детке приспособиться к большому и незнакомому миру. И пусть у «садиковых–несадиковых» немного разный жизненный опыт, но любовь, забота и помощь непременно нужны всегда и всем.

Дата публикации: 15 Октября 2012

Нравится