Болезни
< Статьи о: |
Заикание у детей
Многие маленькие дети в возрасте от двух до пяти лет проходят через этап заикания, который характеризуется повторением определенных слогов, слов или фраз, протягиванием звуков или остановками перед произнесением определенных звуков и слогов. Заикание – это одна из форм дисфункций речи, которая проявляется прерыванием в ее плавном течении.
Во многих случаях по достижении ребенком возраста пяти лет заикание проходит само по себе, в других случаях оно длится дольше.
Лекарств от заикания нет, но существуют эффективные методы лечения, позволяющие помочь ребенку преодолеть проблему.
Причины заикания
Эксперты считают, что возникновению заикания способствуют различные факторы, в том числе:
- Генетика: примерно у 60% детей с заиканием один из членов семьи также страдает или страдал заиканием.
- Другие языковые проблемы или проблемы развития речи, а также задержка общего развития.
- Различия в обработке речи мозгом: у людей с заиканием речевые процессы могут обрабатываться в различных областях мозга. Проблема может состоять во взаимодействии мозга с мышцами, которые необходимы для речи.
- Высокий/повышенный уровень активности.
- Быстрый темп речи.
Ранние признаки заикания
Первые признаки заикания, как правило, появляются у ребенка примерно в 18-24 месяцев, поскольку в этот период дети начинают складывать слова вместе, чтобы сформировать предложения, но у них есть недостаток в лексике. Для родителей заикание ребенка может стать причиной огорчения, но это естественное заикание для детей на раннем этапе формирования речевых навыков. Важно оставаться со своим ребенком как можно терпеливее.
Ребенок может заикаться в течение нескольких недель или нескольких месяцев, но заикание может быть и спорадическим (случайным). Большинство детей, которые начинают заикаться в возрасте до пяти лет, перестают заикаться самостоятельно, без необходимости вмешательства логопеда.
Однако если ребенок заикается часто, со временем речь продолжает ухудшаться и сопровождается непроизвольными движениями тела или лица, по достижению ребенком трех лет консультация специалиста может быть необходимой.
Школьные годы
Как правило, до поступления ребенка в начальную школу у детей развиваются навыки общения и заикание снижается до очень низкого уровня. Но ребенок школьного возраста, который продолжает заикаться, зачастую имеет проблемы, так как дефект речи может его смущать. Одноклассники и друзья могут обращать на дефект особое внимание и даже дразнить ребенка.
Если это случилось, поговорите с учителем, который может повлиять на поведение детей в классе. Учитель в состоянии уменьшить количество стрессовых ситуаций, занимаясь с ребенком отдельно.
Когда обращаться за помощью
Если вашему ребенку уже исполнилось пять лет, а он все еще заикается, поговорите с врачом и, возможно, обратитесь за помощью к логопеду. Вы также можете обратиться к логопеду, если:
- повторение целых слов и фраз становится чрезмерным и последовательным
- повторения звуков и слогов происходят все чаще
- есть увеличение пролонгации звуков в словах
- речь становится все более сложной, напряженной
- вы заметили у ребенка увеличение напряженности или спазмирование речевых мышц лица
- вы заметили, что напряженность речи приводит к повышению тона или громкости
- ваш ребенок старается избегать ситуаций, в которых требуется разговаривать
- ваш ребенок меняет слова, опасаясь заикания
- у вашего ребенка вместе с заиканием появились непроизвольные движения лица и тела
- у вас есть какие-либо другие опасения относительно речи ребенка
Что могут сделать родители
Чтобы помочь своему ребенку, попробуйте предпринять такие шаги:
- Не требуйте от своего ребенка всегда говорить точно и правильно. Разрешите ему говорить так, чтобы было весело и приятно.
- Используйте семейные трапезы как время для как разговоров. Старайтесь не отвлекаться на радио или телевидение.
- Избегайте исправления или критики, такой как «медленнее», «не торопись» или «сделай глубокий вдох». Эти замечания вы делаете с благими намерениями, однако они заставляют ребенка чувствовать смущение.
- Избегайте ситуаций, в которых ребенок буде вынужден говорить или читать вслух, когда испытывает неудобство или когда заикание увеличивается. Вместо этого поощряйте его заниматься тем, что можно делать молча.
- Не прерывайте рассказ ребенка и не советуйте начать все сначала.
- Не говорите ребенку, что, прежде чем говорить, он должен думать.
- Обеспечьте в доме спокойную атмосферу. Попытайтесь замедлить темп семейной жизни.
- Когда разговариваете с ребенком или с другим человеком в его присутствии, говорите медленно и четко.
- Поддерживайте визуальный контакт с ребенком. Старайтесь не смотреть в сторону и не показывайте, что расстраиваетесь из-за его заикания.
- Пусть ваш ребенок высказывает свои мысли сам, договаривая предложения до конца. Делайте небольшие паузы перед ответом на вопросы своего ребенка или перед комментариями.
- Говорите с ребенком медленно. Это поможет ему практиковаться! Моделирование медленного темпа речи поможет вашему ребенку научиться говорить бегло, без запинок.
Подготовила +Анастасия Михальченко
[ кстати, если информация на этой странице вам понравилась - нажмите фейсбучный like или гугл +1 чуть ниже - нам нравится такая форма одобрения того, что мы делаем для вас ;)]
Дата публикации: 25 Августа 2013