Болезни
Дружба начинается…
Что мы, взрослые, можем сказать о дружбе? Наверное, многое: можем вспомнить немало стихов, песен, поговорок и даже фильмов, можем порассуждать и припомнить случаи «из жизни», можем попытаться дать какие-то подходящие к ситуации советы. Но вот наш любимый кроха в самом прямом смысле становится на ножки и топает к ближайшей детской площадке, где его ждут не только песочница и горки, но и другие детки. Как сложатся их отношения? Можно ли детское общение в песочнице назвать дружбой? Когда начинается настоящая дружба? Вопросов множество. А вот есть ли у нас ответы?
Слово «друг» появляется в детском словаре на третьем или четверном году жизни
По разным данным, около 75 % воспитанников детских садов имеют более или менее определенных друзей
Пришло время дружить…
К двум-трем годам у малыша возникаем потребность общаться с другими детьми. И ребенок с энтузиазмом отправляется на детской площадке к своим ровесникам. Но вот беда — тогда же появляются и первые проблемы в общении: не поделили машинку или совочек, забрали ведерко, не дали понравившегося мишку. Малыш все это расценивает как угрозу своему благополучию, начинает плакать, а то и драться. Нормально ли, когда
чудесный, покладистый, «домашний» ребенок начинает сражаться за формочки в песочнице? Дело в том, что малышовское общение, первые контакты начинаются именно противоречиями: ребенку хочется общаться с другими детьми, но он еще не умеет преодолеть детский эгоизм, не умеет договариваться, не умеет делиться. Для двух-трехлетних крошек это нормально — ранние детские контакты начинаются именно так. И только со временем кроха научится делиться, играть вместе, а не просто рядом. Но это будет чуть позже, когда детям уже будет о чем поговорить, когда в общении появится какое-то содержание. А пока что в песочнице возятся маленькие девочки и мальчики, отношения которых и дружбой-то назвать сложно — просто ситуативное общение на маленьком пятачке, выбранном мамой или бабушкой.
Продолжительность отношений с друзьями с возрастом увеличивается, причем дети, которые имеют друзей в дошкольном возрасте, большей частью имеют их и в более старшем возрастеА может ли «дружба из песочницы» стать настоящей и сохраниться на долгие годы? Педагоги и психологи говорят, что это крайне маловероятно, из песочницы обычно редко выходит что-то настоящее, ведь первое объединение детей происходит по независящим от них обстоятельствам: дети друзей родителей, дети из одного двора, дети из одной детсадовской группы. Кто из взрослых помнит друзей по ясельным играм, особенно, если не довелось жить в одном подъезде, учиться в одной школе, заниматься в одной спортивной секции?
Но из песочницы дети вырастают быстро. И уже семилетние играют совсем по-другому и общаются иначе. К семи годам дети способны обмениваться мнениями, рассказывать, делиться впечатлениями, выражать свое отношение к событиям и людям. Семилетки уже стремятся завоевать уважение сверстников. Эта дружба имеет больше шансов на выживание. Но все равно вряд ли будет вечной — человек растет, взрослеет, приоритеты меняются
И все же дружба в этом возрасте очень важна для детей, ведь она обеспечивает растущему человеку психологическую стабильность и эмоциональный комфорт.
В пять–семь лет малыш уже хорошо определяет, в какие игры и с кем можно поиграть. Именно в этом возрасте начинают проявляться симпатии и антипатии, а в зависимости от них ребенок стремится нравиться окружающим. Как раз в этот момент очень важно, какие дети будут рядом, чьи поступки будут повторятся и копироваться.
Можно ли назвать такую притирку и такое общение дружбой? По видимому, пока еще нет. Но это фундамент, который закладывается для умения дружить.
Мама может все, что угодно…
Но действительно ли для малыша так важно общение со сверстниками? Не смогут ли родители стать качественной заменой? Ответ, скорее, отрицательный. Ведь включится в детскую игру как полноценный партнер сможет далеко не каждый взрослый. Да и «взрослые» дела никто не отменит, да и для ребенка очень трудно уловить момент перехода — только что авторитетный, сильный и надежный папа, а сейчас? Разве с папой можно ссориться из-за машинки? Ведь он сам ее и купил и еще «сто штук купит, если захочу». И пусть некоторые взрослые все же умеют на некоторое время «впадать в детство», но стоит ли сбивать ребенка с толку, разрушать родительский авторитет?
Многие психологи считают, что в жизни каждого растущего человека взрослые люди и сверстники играют свои неповторимые роли. И не стоит эти роли путать. Это только осложнит ребенку жизнь. Ведь рано или поздно ему придется контактировать с ровесниками — если даже малыш «не садиковый», то школа в любом случае станет проверкой на умение общаться. И способность оценивать себя в разных ситуациях, приспосабливаться к обстоятельствам, которая изначально формируется в кругу семьи, в коллективе сверстников приобретает несколько иные формы. Конечно, роль родителей в приобретении умения общаться переоценить сложно, но наступает момент, когда взрослых, даже самых близких, уже недостаточно.
И все понимающая мама, и всесильный папа не могут заменить круг детского общения — ребенок должен научиться жить в социуме. Сначала пользуясь родительской помощью и подсказкой, потом все больше самостоятельно. И тут ничего не поделаешь — наши крошки растут и постепенно взрослеют.
Иметь сто друзей
Еще один достаточно важный вопрос — сколько друзей может быть у ребенка. Детское желание общаться со всеми вокруг может быть и чрезмерным, что неизбежно повлечет за собой разочарования, которые могут привести ребенка к замкнутости в последующие годы.
На самом деле, количество друзей зависит от уровня общительности, и у малыша может быть и один друг, и пятеро. Бессмысленно давить на ребенка и заставлять его пойти поиграть во дворе или подружиться с кем-то. Ведь у каждого человека, даже у маленького, свои собственные потребности в общении.
Конечно, очень хорошо, когда ребенок имеет много приятелей. Но что касается действительно близкой дружбы, то принцип «чем больше, тем лучше» перестает действовать. Даже очень общительному ребенку, который всегда в центре внимания ровесников, может не хватать именно той крепкой дружбы, которая ему действительно нужна, в которой его понимают и принимают таким, какой он есть.
Дети, имеющие друзей, более общительны, готовы к сотрудничеству, альтруистичны, уверены в себеКоличество друзей меняется по мере взросления ребенка, так же, как меняется и само понимание и восприятие дружбы. У дошкольников и младших школьников друзьями, как правило, становятся соседи по двору или одноклассники. И отвечая на вопрос «Кто твои друзья?», ребенок младшего возраста обычно перечисляет целый список имен. Со временем круг друзей сужается — дети учатся выбирать, опираясь и на собственные предпочтения и на взаимные интересы. Но в подростковом возрасте детская дружба может распасться.
В подростковом возрасте происходит смена критериев дружбы. Однако в 12 лет учиться дружить уже поздно. К этому возрасту ребенок должен прочно усвоить правила общения и уметь различать добро и зло, черное и белое. Это ведь влияет не только на общение в компании, на дружбу, но и на успехи во взрослой жизни: и в карьере, и в личных отношениях.
Чем же я помогу?
Чем же взрослые могут помочь своим малышам в таком непростом и очень индивидуальном деле, как дружба? Прежде всего, создавать возможности для дружбы, периодически спрашивать у ребенка, не хочет ли он пригласить в гости своего друга или устроить утренник. И не опасайтесь приглашать детей к себе домой.
Помогите дочери или сыну найти занятие по душе — кружок, музыкальную школу, спортивную секцию, где ребенок мог бы встречаться и общаться со своими сверстниками.
И самое главное — учите малыша правильному общению. Обсуждайте с ребенком, как принимать в расчет чувства другого человека, учите сочувствию и справедливости — так прививаются очень важные социальные навыки, которые в дальнейшем помогут не только найти настоящих друзей, но и дружить в течение долгого времени.
Обсуждать с ребенком его друзей и его социальную жизнь стоит даже тогда, когда он уже подросток. Правда, иногда дети, особенно старшего возраста, не очень охотно рассказывают о своих проблемах с друзьями. Но, тем не менее, им тоже необходимо сочувствие и помощь. Если ребенок заявляет, что его никто не любит, не следует утешать его тем, что у него есть семья, или что на Саше или Марине жизнь не заканчивается — ребенок может решить, что вы не принимаете всерьез его проблемы. Надо выслушать, что произошло, и постараться помочь найти пути к примирению.
Важно помнить, что чем старше становится ребенок, тем больше на его самооценку начинает влиять его успех в коллективе сверстников и мнение о нем других детей. И если у ребенка нет друзей, ему не звонят по телефону и не приглашают на дни рождения, он начинает чувствовать себя одиноким. Конечно, это тяжело не только для маленького человека, но и для родителей. Но вмешательство в возникшую ситуацию должно быть очень осторожным. Ребенка можно морально поддерживать, помогать ему советом, но разрешить проблему он должен сам.
Детская дружба — уникальное психологическое явление, играющее чрезвычайно важную роль в формировании личности, никакие другие связи и отношения не могут ее заменитьНе зря говорят, что проблемы растут вместе с детьми. То же касается и детской дружбы. Казалось бы, недавно учили малыша делиться в песочнице совочком, а вот уже подросток переживает по поводу отношений в новом дворе (или в новом классе). А затем возникнут вопросы по поводу бескорыстной дружбы, дружбы между людьми разного возраста, дружбы между девушкой и парнем… И множество других вопросов. Наверное, потому, что дружба — понятие, которое сложно объяснить. Неоспоримо только одно — жизнь без настоящих друзей становится намного беднее и грустнее. Давайте же поможем нашим детям найти друзей, научиться дружить, научиться ценить прекрасные человеческие отношения.
Дата публикации: 21 Мая 2013