Медицинская консультация

Последний номер журнала

Психодиагностика: индивидуальность или стандарт?

Психодиагностика: индивидуальность или стандарт?

Так или иначе, из любопытства или по необходимости, все мы хоть раз в жизни заполняли тесты — для определения интеллекта, сексуальности, совместимости, и, Бог знает, еще какие. Для чего мы это делали? С целью лучше понять самих себя или позволить другим дать нам оценку?

Конечно, все мы — разные, обладающие своей яркой индивидуальностью, талантами и пороками. Наследственность и воспитание, случайности, среда обитания и упорный труд формируют в нас совокупность уникальных качеств, которые и определяют нашу индивидуальность. Но как измерить эту уникальность, степень развития тех или иных качеств и свойств личности? Вот здесь и вступает в свои права психодиагностика — наука постановки психологического диагноза — выявление наличия и степени выраженности у человека определенных психологических признаков.

Слегка коснемся этимологии термина. Psyche (англ.) — душа. Слово «диагноз», благодаря использованию его в медицине, вызывает менее романтические, скорее клинические ассоциации, неся на себе отпечаток какого-то болезненного трудноизлечимого состояния. Однако если углубиться в греческие корни: diagnosis — всего на всего определение, распознавание. Итак, психодиагностика — распознавание души…

Истоки

Наши древние предки выделяли индивидуальнее особенности различных типов личностей, создавая упорядоченные системы описания их разнообразного проявления. Известно, что уже в 3 тыс. до н. э. в Древнем Египте, Индии, Китае, а позднее в Древней Греции и Вьетнаме существовали системы конкурсных психологических испытаний для людей, претендующих на государственные посты, а также для желающих приобщиться к философским школам и религиозным общинам. Существовали и менее взыскательные критерии, ориентированные на обычные индивидуальные характеристики разных типов личностей. Сохранившаяся работа Теофраста «Характеры» (372–287 гг. до н. э.) посвящена описанию индивидуальных качеств «скупого», «лгуна», «хвастуна» и т.д. Представленные в работе Теофраста типологии выполняли не просто описательные, но и диагностические функции, позволяя относить того или иного человека, в зависимости от характерных для него черт, не только к определенной группе, но и таким образом прогнозировать его поведение.

Длинный путь… От типов темперамента Гиппократа до первых тестов интеллекта Ф. Гальтона… И вот, в конце ХIХ века оформилась «индивидуальная психология», целью которой стало изучение индивидуальных особенностей человека с помощью экспериментально-психологических методов.

Термин «психодиагностика» появился в 1921 году и принадлежит одному из основателей научной психологической диагностики, швейцарскому психологу, ученому и врачу Г. Роршаху, который называл этим словом процесс обследования с использованием созданного им специфического диагностического теста, основанного на перцепции. Со временем содержание термина значительно расширяется и под этим определением начинают подразумевать все то, что связано с диагностикой и изменением индивидуально-психологических особенностей человека, то есть этот термин становится синонимом психологического тестирования.

Сейчас психодиагностика неразрывно связана с общей, медицинской, возрастной и социальной психологией. Явления и свойства, изучаемые этими науками, измеряют с помощью психодиагностических методов. И результаты таких измерений показывают не только наличие того или иного свойства, но и степень его выраженности, уровень развития.

Психодиагностика использует различные методы:

  • объективные тесты, в которых возможен правильный ответ или правильное выполнение задания;
  • тесты-опросники, в которых предлагается альтернативный выбор ответов (2–3 варианта);
  • открытые опросники — не предусматривают стандартного ответа испытуемого, их обработка достигается путем соотнесения произвольных ответов со стандартными категориями;
  • шкальные техники — предполагают оценку объектов (словесных утверждений, конкретных лиц) по выраженности в них качества, заданного шкалой;
  • проективные техники, как правило, ассоциативные и абстрактные, адресованы к подсознанию личности;
  • диалогические техники — заключаются в беседах, интервью и диалогических играх.

 Клиническая сторона

В 20-х годах ХХ века психологи называли людей, проходивших тестирование, не субъектами, а пациентами. Тесты сравнивались с медицинским оборудованием, которое было доступно только врачам — проводить их мог только специалист. Тесты называли «психологическими рентгеновскими аппаратами», которые позволяли заглянуть внутрь разума, препарировать сознательные механизмы пациентов. Каждый уважающий себя психолог в этот период активно входил «в образ доктора».

В Соединенных Штатах наибольшую популярность в это время получают тесты интеллектуального развития, которые, как писал Г. Годдард «…дают важнейшие знания человеческого материала — умственной силы человека». Школы называли образовательными фабриками, а тестирование оценивало продукцию этих фабрик — то есть уровень интеллектуального развития учащихся. Общество сравнивали с мостом, для сохранения которого (с помощью тестирования интеллекта) надо было обнаружить наиболее слабые элементы конструкции, то есть слабоумных, которых после выявления следовало изолировать, поместив в специальные учреждения.

Как бы заманчиво ни казалось постигнуть причины, лежащие в основе наших поступков, мы часто сопротивляемся, когда кто-то другой пытается дать объективную картину нашего поведения, вписав его в рамки каких-то шаблонов… Возможно потому, что каждый считает себя уникальной и непостижимой загадкой природы

Прагматическая сторона

Стремительный рост промышленности в начале ХХ века в США обусловили вовлеченность больших масс в процессы производства, вместе с этим возникла потребность в высококвалифицированных рабочих. Требования промышленников, возможно меркантильные, побуждали психологов обратиться к проблеме профессионального отбора. В школах появились программы профориентации, направленные на выявление специфических способностей того или иного индивида. На предприятиях и фирмах применяют квалификационные тесты, цель которых — увеличить эффективность работы кадровых отделов, производя более жесткий, специализированный отбор рабочих.

Такой «ритуал» приема на работу, включающий предварительное собеседование с психологом (специалистом по кадрам) и заполнение соответствующих анкет с набором тестовых вопросов, приобретает все большую популярность и в нашей стране. Трудно сказать насколько это влияет на эффективность работы предприятия, но однозначно служит указанием на то, что оно претендует на звание «прогрессивного», использующего в своем арсенале «передовые» методы подбора персонала.

Экзистенциальная сторона

Конечно, не все так мрачно — не все тестовые методики ориентированы на выявление умственно отсталых и профпригодных. Наиболее ценный опыт психодиагностики накоплен в глубинном исследовании личности. Особым интересом здесь пользуются проективные методики, на которые существенное влияние оказали классический психоанализ, холистическая психология и экспериментальные исследования New Look.

Психоанализ как главный теоретический источник внес в проективный метод основные объяснительные категории: «принцип проекции» как «защитный механизм», понятие «бессознательное». С точки зрения психоанализа, проективные методики направлены на диагностику мотивов поведения личности, бессознательных влечений, причин дезадаптации, конфликтов и способов их разрешения (механизмов защиты). Условием любого проективного исследования является неопределенность тестовых ситуаций (таких, как толкование случайных форм Г. Роршаха, рисунок «Несуществующее животное», ассоциативный тест слов-стимулов К.Г. Юнга). Это способствует снижению давления реальности и проявлению присущего личности стиля поведения. Отвечая на тесты, бдительность индивидуума снижается, и проявляются бессознательные влечения, инстинкты, конфликты и т.д.

Гуманистическая сторона

Вопрос о тестировании противоречив и является предметом жарких дискуссий. По мнению представителей экзистенциальной и роджерианской психологических школ, тестирование — это инструмент поверхностного понимания, который не способствует успешному определению личности. Согласно их трактовке, тестирование уместно, если придерживаться традиционной научной парадигмы и рассматривать человека как существо, которое можно измерить, опираясь на внешние критерии. Но, с другой стороны, углубление в психику индивидуума, тестирование и диагноз уводят в сторону от самого человека.

Наверно истина, как всегда, находится где-то посредине. Некоторые, например, считают уместным использование тестов для получения объективной информации о человеке. Но при этом предоставляют самому тестируемому возможность познать себя, чтобы в последствии принимать более адекватные решения.

Статья из журнала "Фармацевт Практик"

Дата публикации: 13 Февраля 2018

Нравится