Медицинская консультация

Последний номер журнала

Примерьте треуголку Наполеона

Примерьте треуголку Наполеона

 Быть лидером - что это значит? Вести за собой миллионы – или вытащить друзей за город на пикник. Управлять огромной компанией – или организовать работу троих подчиненных. Основать секту и указывать путь новообращенным – или создать в семье такую атмосферу, чтобы все делалось «само собой». Все это проявления лидерства, и вы, безусловно, можете вспомнить ситуации, когда треуголка Наполеона лежала на вашей голове

 Бывают лидеры-вдохновители и лидеры-исполнители, лидеры универсальные и ситуационные, деловые и эмоциональные, формальные и неформальные. Для некоторых место «впереди планеты всей» - единственно возможное. Но что делать, если на вас в большинстве случаев «треуголка» давит, как пресловутая шапка Мономаха? Можно ли отказаться от роли лидера и остаться вечным ведомым - человеком, за которого все решают?

Безусловно, это ваше право. Только вот далеко не всегда удается «отсидеться в холодке» – и в семейной жизни, и на работе, и на отдыхе иногда возникают ситуации, с которыми вы можете справиться гораздо лучше других. Так что давайте разберемся, почему вам неуютно в роли ведущего, и нельзя ли с этим что-то поделать.

 Мне не нравится манипулировать людьми

Плохая новость: что бы мы ни делали и что бы ни говорили, это влияет на окружающих нас людей. Стоит быть честными с собой и признать – манипулируют все и всегда, желая того или не желая. Любой контакт между людьми приводит либо к изменению мнений, настроения, поведения, либо к их закреплению. Акты манипуляции мы можем называть беседой, сотрудничеством, любовью, поддержкой, или, наоборот, - враждебностью, спором, дракой. Суть от этого не меняется – мы все равно влияем друг на друга.

Вам не избежать этого, даже если вы зададитесь такой целью. Малыш карабкается на слишком высокую горку. Воришка лезет в карман стоящему рядом пассажиру автобуса. Незнакомый парень оскорбляет вашу дочь. Ваше бездействие ни на что не влияет? Трехлетний сын принес первую нарисованную им картинку. Муж радуется повышению по службе. Покупатель просит подробнее рассказать о действии нового препарата. Думаете, ваше равнодушное молчание не изменит их настроения?

Вы уже согласны с тем, что манипуляции неизбежны, но по-прежнему считаете, что это противно? Что ж, давайте учиться овладевать навыками лидера методом «от противного»!

 Я не умею вдохновлять людей на совместную работу для достижения цели

Замечательно! Оставьте людей в покое и научитесь «вдохновлять» себя.

Если, получив задание или осознав необходимость какой-то работы, вы станете думать лишь о том, как бы побыстрее ее «спихнуть», никакой увлеченности не будет. А между тем, всякое дело, особенно непривычное, - просто кладезь новых знаний и бесценного опыта. Это и повод для разговора с разными людьми, и возможность применить на практике ранее полученные навыки, и новая информация, которая расширит ваши представления о мире. Заинтересуйте работой себя, постарайтесь узнать как можно больше – и когда вы по-настоящему увлечетесь новым делом, окружающие сами захотят присоединиться!

Вспомните Тома Сойера и его забор. Приступая к ремонту в квартире, поинтересуйтесь новыми материалами, полистайте журналы с советами по интерьеру, почитайте о правилах фэншуй, поговорите с мастерами... Увидите – если вы будете действительно увлечены, сын с удовольствием начертит планы на компьютере, дочка поучаствует в выборе обоев, а муж приложит все усилия, чтобы задуманное вами реализовалось поскорее!

 Я боюсь не довести дело до конца

Часто люди отказываются от реализации своих планов из одного лишь страха, что дело окажется слишком сложным и его придется бросить на полпути. Страх не добежать до конца оказывается таким сильным, что «спортсмен» вовсе не выходит на дистанцию.

Представьте себя таким спортсменом. Заняли место на старте, размялись, по сигналу судьи рванули вперед – и остановились через несколько метров. Ваши ощущения? Когда тело стремится вперед, когда дорожка сама просится под ноги, когда разогретые мышцы просят работы, бежать куда проще, чем тормозить.

Попробуйте поступить так же с делами, которые вы выполняете легко и с удовольствием. Подготовьтесь, настройтесь на работу, начните выполнять задуманное – и как только войдете в ритм, остановитесь. Бросьте начатое, разрешите себе больше этим не заниматься.

Специально для подобных ситуаций гениальный психолог и психотерапевт Владимир Леви сочинил шуточную песенку «Необяза» с таким рефреном:

 Исполнять, чево приказано

Обезьяна не обязана.

Так ли, эдак, то ли, се –

Не обязана, и все!

 Вы не обязаны продолжать, но – чувствуете? - вас тянет снова взяться за работу! Образ задуманного встает перед мысленным взором и не дает отвлекаться ни на что другое. Вы знаете, что можете не доводить дело до конца, - но вам хочется продолжить!

Большое дело, которое так пугает вас, вы тоже вправе бросить на полдороге! Вы имеете право не доделать его. Просто начните с осознанием того, что в любой момент можете остановиться. Заинтересуйтесь им, вникните в детали... Увидите – останавливаться не захочется!

 Я не умею ругать людей, указывать на их недостатки

Отлично! Научитесь хвалить. Для человека, не считающего себя лидером, и это поначалу нелегко. Вроде бы делаете благое дело – рассказываете человеку, какие у него красивые глаза, какая замечательная работа, какие воспитанные дети, – и при этом чувствуете неловкость!

Тренируйтесь. Говорите комплименты громко, смотрите при этом открыто, дожидайтесь ответных слов и «усугубляйте» похвалу. Подходите к делу ответственно. Не бросайте смущенно на ходу: «Юбка у вас… красивая». Остановитесь, кивните одобрительно: «Прекрасно выглядите! Новая юбка? Чудесная расцветка! У вас отличный вкус!»

Похвала и критика – в сущности, две стороны одной медали. И в том, и в другом случае вы посылаете собеседнику не только информацию и эмоции, но еще и скрытое сообщение: «Я достаточно компетентный и авторитетный человек, чтобы оценивать вас и ваши поступки». Поначалу проще посылать этот сигнал, «упаковав» в добрые слова и чувства. «Какой вкусный чай! Никогда такого не пробовала! А ну-ка покажите, как вы его завариваете!» - вот вы уже и командуете.

Давно хотели сделать замечание сыну по поводу беспорядка в комнате, но не решались завести разговор, чтобы не поссориться? Найдите, за что похвалить! «О, у тебя новый постер? На этой стене смотрится отлично! А вот носки под стулом с обновой не гармонируют. Убери, пожалуй. И чашки со стола захвати. Слушай, красота!» Что это вы сделали? Поругали или похвалили? Ну, во всяком случае, носки перекочевали в стирку, а грязная посуда – в мойку.

Новая сотрудница постоянно опаздывает на работу, а вы вынуждены прикрывать ее перед шефом? Найдите добрые слова и для нее. «Отличная прическа! Наверное, много времени тратишь на то, чтобы так здорово выглядеть? Да еще и ребенка в садик успеваешь перед работой отвести? Вот молодчина! Я тоже первое время никак не могла рассчитать время и на работу опаздывала, но потом все наладилось!»

 Я не могу поручать людям неприятную работу

В общем деле всегда бывает часть работы, которую никому не хочется делать. Веселиться на новогодней вечеринке замечательно, готовиться к ней – уже сложнее, а убирать после праздника – и вовсе лень. Размещать новую продукцию на полках даже интересно, а вот оформлять документацию на нее нет ни времени, ни желания. Петь песни и есть шашлыки на природе здорово – но ведь эти шашлыки кто-то должен пожарить; а прежде – собрать дрова и развести костер…

Организацией вечеринки, приемом товаров, выездом на природу руководите вы, а распределять неприятную работу до сих пор не умеете?

Вот и отлично! Сделайте ее сами! И раз, и другой, и третий… Вы поймете, что, во-первых, даже от самой скучной и гадкой работы не умирают - рано или поздно она кончается. Во-вторых, справиться с ней можете не только вы. А в-третьих... В-третьих, вам надоело все делать самостоятельно и вы уже готовы перепоручить часть дел кому-то еще!

Можете воспользоваться «заповедями руководителя», которые предлагает в книге «Семнадцать мгновений успеха: стратегии лидерства» российский психолог Николай Козлов.

 Создавайте запас дружественности.

 Поддерживайте хорошие отношения с окружающими. Приятному человеку скорее пойдут на встречу, с охотой подчинятся. С букой дела иметь не захотят, грубияну – нагрубят в ответ и сделают назло.

 Мотивируйте, но лучше выгодой, чем угрозой.

 Покажите человеку, что «совместный труд для вашей пользы» будет выгоден и ему. Найдете возможность заинтересовать – и окружающие будут радостно стремиться к достижению общих результатов. А вот запугивать возможными неприятностями не рекомендуется, особенно если имеете дело с подростками.

 Много маленьких наград эффективнее одной большой.

 Лучше награждать (в зависимости от ситуации – словами, исполнением просьб, материальными «бонусами») за каждый этап выполненной работы, чем выдавать одну большую «премию» в конце. Одна большая награда может использоваться только тогда, когда вам нужно добиться выполнения конкретного дела, не слишком растянутого во времени и не требующего дальнейших усовершенствований. В противном случае продумайте, чем можно заинтересовать помощников на каждом отрезке «дистанции».

 Добавляйте, а не вычитайте.

 Если вы обещали дочери купить перед каникулами в конце четверти новые джинсы, а она получила хорошие итоговые оценки, можно «неожиданно» подарить еще и модную куртку. У нее будет стимул стараться и в следующий раз. Если же оценки вас не удовлетворили – не отказывайтесь от своего обещания, иначе не получите никакого результата, кроме испорченных отношений.

 Не ругайтесь за прошлое, а договоритесь на будущее. Или, еще лучше, - это будущее организуйте.

 При «разборе полетов» бесполезно доискиваться, кто виноват в неудаче. Лучше продумать, как избежать неудач в дальнейшем, и в следующий раз организовать работу эффективнее. Пусть каждый точно знает, что от него требуется и как требуемое выполнить.

 Выполнению договора помогайте своевременными напоминаниями.

 Если вы видите, что сотрудник может забыть ваше распоряжение – не дожидайтесь часа «Ч», чтобы устроить показательный разгон. Лучше еще разок напомните о сроках и похвалите за уже сделанное.

 Будьте в позитиве. Говорите не «Что плохо», а «Как сделать хорошо».

 Конструктивная критика направлена не на обличение недостатков, а на методы их исправления. Безусловно, подсказать выход сложнее, чем просто отругать. Но мудрый руководитель предпочитает первое – и потому люди идут к нему за советом, а не разбегаются, боясь нахлобучки.

 Вот и эта статья написана не для того, чтобы доказать, что отсутствие лидерских качеств и навыков – это плохо. Просто воспользуйтесь методом «от противного», чтобы работать стало - приятнее!

 Статья из журнала "Фармацевт Практик"

Дата публикации: 6 Октября 2017

Нравится