Медицинская консультация

Последний номер журнала

Медитация, или Выход из ситуации

Медитация, или Выход из ситуации

Медитация — это метод саморегулирования, основывающийся на управлении вниманием для изменения психических процессов. Конечной целью медитации  является  улучшение самочувствия и здоровья, расширение возможностей в управлении сознанием, творческое развитие личности

 С медитацией по жизни

Ежедневная медитация заключается во внимательном отношении ко всему, чем занимается человек: будь то работа, проведение свободного времени, общение с близкими и друзьями. Люди должны жить настоящим. Но это совсем не значит, что следует пренебречь прошлым или не думать о будущем. Очень часто человек, занимаясь рутинной работой, в своих мыслях бывает где-то очень далеко от того, чем занят, думает о различных проблемах, размышляет о будущем - живет не в настоящем времени, а, следовательно, не полной жизнью.

У каждого человека есть собственный опыт, в результате которого в душе поселяются светлые чувства, вызванные воспоминаниями о прогулке в сосновом бору закатным вечером, улыбке ребенка, делающего первые шаги или неожиданно пришедшей любви. Подобные чувства возникают и при медитации. Они помогают осознать связь малого с великим, мимолетного с вечным, соразмерить собственное «я» с чем-то неизмеримо большим.

Процесс медитации можно в определенной степени сравнить с отпуском. Возвращаясь к внешнему миру после кратковременной отлучки, мы находим его новым, изменившимся. Человеческое сознание избавляется от автоматизма, поднимается на более высокий уровень.

Во время медитации, занимающийся испытывает сильные переживания, которые расцвечивают жизнь, заставляют взглянуть на нее по-новому, позволяют увидеть новый смысл в ежедневных заботах, поставить новые цели и установить новые отношения не только с самим собой, но и с другими людьми, со всем окружающим миром.

Люди, занимающиеся медитацией, постоянно совершенствуются, становятся более активными, жизнерадостными, у них повышается работоспособность, что идет на пользу всем.

 Побег от мира или способ лучшего функционирования в нем?

 У известного русского писателя Михаила Пришвина есть замечательные строки: «Я один, я слышу, как бьется мой пульс. Я вижу, как тихо качаюсь от его ударов. Я слышу дыхание лилового колокольчика. Я его люблю. Он связан со мной. И через любовь мою к цветку, я связан со всем великим миром». Медитация - это средство достижения такого состояния тела и души, которое Пришвин называл собранностью: «Я рано встал и росистым утром под звонкую песню соловья собирал в себя радость бытия. Вот так счастливо вижу теперь происхождение тревоги своей и слабости: это бывает, когда забываешь собраться…Способность собирать самого себя и есть… обретение свободы и, конечно, силы. Для этого нечего жалеть времени, потому что собранный в себе человек меньше подвергается случайностям, отнимающим время».

 Тремя способами можно познать собственный внутренний мир и определить свою позицию в окружающем пространстве. В разговоре, а это лучший способ познания, внутренняя позиция собеседников должна быть идентичной медитации - расслабленность, отказ от категоричных оценок, позиция полной заинтересованности в собеседнике: «Ты интересен мне. Я буду, откровенен с тобой, но навязывать своего мнения не стану».  Молчание – важный элемент медитации. Очень часто в диалоге мы слышим только себя, упиваясь собственным остроумием и красноречием. А ведь важно услышать не только то, что собеседник старается облечь в слова, но и то, что остается невысказанным. Выслушивать откровения порой труднее, чем откровенничать самому!

К особому способу медитации принадлежит процесс литературного творчества. Он предполагает особое состояние человека, его способность обратиться внутрь себя. Всем известно выражение: «писать милостью Божьей», или «прирожденный писатель». С раннего детства в человеке живет талант писательства. Корней Чуковский в своей знаменитой книге «От двух до пяти» продемонстрировал, что все дети обладают качеством, без которого невозможно стать настоящим писателем - способностью жить в особом мире новизны, восторга и восхищения. Находиться здесь и сейчас, а не витать мыслями в прошлом и будущем. Детям присущи замечательные черты, без которых трудно представить литературное творчество: раскованность, восприимчивость, интуиция, открытость, способность к сопереживанию. Но сохранить, не говоря уже о том, чтобы развить способности, удается лишь немногим. Потери начинаются уже в школе, когда процессу письма начинают учить с позиций чистописания, грамматики и орфографии. Механическое и логическое мышление берет верх над образным, душевным, личностным. Пропадает желание писать для того, чтобы просто рассказать о своих чувствах, открытиях, об увиденном, услышанном, испытанном и пережитом.

Не каждый умеет правильно и литературно грамотно воспроизвести на бумаге какое-то событие. Но стоит попробовать описать какую-нибудь ситуацию, произведшую впечатление, случай, свидетелем которого был, и свершится чудо: остановится бег времени. Возвращаясь к написанному, человек заново обдумает и переживет произошедшее, а это уже и есть медитация!

Сделать жизнь осознанней может помочь ведение дневника. При условии, что автор будет в нем совершенно откровенен. Ведение дневника не только расширяет сознание, но и улучшает самочувствие. Американские исследователи Джемс Пеннебейкер и Клаудиа Гувер на основании собранного материала доказали, что ведение дневника увеличивает сопротивляемость болезням, являясь своеобразной разрядкой, снимающей излишнее напряжение.

В Индии существует одна из самых древних форм медитации - випассана. Когда происходит что-то вокруг человека, то он обычно реагирует на происходящее. Все происходящее вовне вызывает отклик внутри. Если происходящее приятно, то и ощущения, возникающие внутри, будут приятными. Человеческий разум устроен так, что если ощущения приятны для тела, мы желаем пережить их еще и еще. Неприятные же ощущения вызывают отрицательное отношение к происходящему вплоть до отвращения.

Випассана позволяет человеку вырваться из плена слепых реакций организма. Допустим, что-то произошло,  и человек начинаете наблюдать за собой. Какое чувство вызывает произошедшее событие? А ведь это не имеет значение, потому что все проходит. Нет постоянного места ни страстному желанию, ни отвращению. Когда разум остается спокойным, невозмутимым, то любое предпринимаемое действие позитивно. Если человек отвечает на происходящее реакцией организма - это всегда плохо, если действием - всегда хорошо.

На вопрос ученика о том, что мир состоит из отрицательного и положительного, и люди должны уметь жить с отрицательными эмоциями, с гневом, например, учитель випассаны заметит: «Вы должны наблюдать свои отрицательные чувства со стороны, вместо того, чтобы выражать их. В таком случае человек оказывается хозяином ситуации, контролирует ее. Можно уйти от отрицательных чувств, но нет нужды позволять им взять верх. Необходимо тренировать свой разум так, чтобы счастливо жить в любых обстоятельствах - благоприятных и неблагоприятных. Если просто подавлять отрицательные эмоции, то возникнут осложнения, которые принесут с собой сложности, и человек станет ощущать себя несчастным. Если же дать им выход, это причинит вред и  самому человеку, и окружающим. Есть третий путь: вместо подавления и выражения – отстраненное наблюдение. Тогда разум справится с ситуацией, потому что он спокоен».

 Гнев не способствует решению проблемы, потому что, пылая внутри, прорываясь в словах и проступках, мучает человека, делает его злопамятным и немилосердным. А, наблюдая и осознавая, человечество будет стремиться к совершенству.

Cтатья из журнала "Фармацевт Практик"

 

Дата публикации: 25 Января 2018

Нравится