Медицинская консультация

Последний номер журнала

Исцеление творчеством

Исцеление творчеством

Эдриан Хилл, врач одного из британских санаториев для туберкулезных больных, был неплохим художником и нисколько не сомневался, что рисование — самое увлекательное занятие в мире. Однажды он принес краски и бумагу и предложил своим пациентам нарисовать что-нибудь «для души», надеясь, что это отвлечет их от грустных мыслей и поднимет настроение. Однако результат превзошел все его ожидания: многим больным сеансы рисования помогли справиться с затяжной депрессией, у них заметно улучшилось самочувствие

 В 1938 г. Эдриан Хилл описал свои наблюдения и предложил назвать новую психотерапевтическую методику арттерапией. Идеи Хилла развил британский психотерапевт Эдвард Адамсон (1912-1996), ставший классиком арттерапевтического подхода в диагностике и лечении психических заболеваний. По его убеждению, красота и творчество способны заменить любые химические препараты, электрошок и тем более лоботомию при лечении некоторых тяжелых психоневрологических заболеваний.

Одной из важнейших задач психотерапии является восстановление нарушенных связей между чувствами и разумом, гармонизация личности, обретение больным смысла жизни. Все это под силу искусству, а творчество — самый простой и короткий путь к пониманию (считают арттерапевты) самого себя. Арттерапия — это метод лечения и психологической коррекции с использованием художественных приемов и творчества. Ряд методик арттерапии предполагают пассивное восприятие пациентом специально подобранных произведений искусства — музыки, живописи, художественных текстов. Более эффективным с точки зрения психотерапии является активное вовлечение пациента в творческий процесс.

Методы арттерапии основаны на убеждении, что внутреннее «Я» человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не особо задумываясь, что-либо рисует, лепит или сочиняет. Виды арттерапии примерно соответствуют жанрам искусства, а разнообразие техник неограниченно. Выделяют собственно арттерапию (визуальные виды искусства), музыкотерапию, танцедвигательную терапию, драматерапию, оригамитерапию, сказкотерапию, песочную терапию, библиотерапию, маскотерапию, этнотерапию, артсинтезтерапию и др.

Чем отличаются сеансы арттерапии от обычных занятий в художественной студии, драмкружке или танцклассе? В ходе обучения тому или иному виду искусства человек стремится создать максимально совершенное произведение, научиться тем или иным приемам, освоить технику, достичь мастерства. Для участия в арттерапии не требуется предыдущего опыта творческой деятельности, достаточно элементарных художественных средств. В этом отношении современная арттерапия наиболее близка к относительно примитивным формам первобытного искусства: и то и другое основано на спонтанном самовыражении и игнорирует эстетические критерии и профессионализм автора. Для арттерапии важен не результат занятия, не произведение, созданное участником, а процесс творчества. Для участников психотерапевтических групп искусство — не цель, а средство самовыражения. В руках специалиста конечный продукт такого творчества является материалом для анализа душевного состояния пациента.

Способность к творчеству — основополагающая черта представителей Homo sapience, важное преимущество человека перед другими биологическими видами. Ведь творческий человек — сегодня таких называют креативными — найдет выход их любой ситуации, сможет адаптироваться к новым условиям. Таким образом, творчество «терапевтично» по своей природе, поскольку содержит в себе средства приспособления к окружающей реальности и дает возможность совладать с возникшими проблемами.

Специалисты в области арттерапии утверждают, что метод «исцеления» души с помощью творчества уходит корнями в глубокую древность. От грусти и тоски, тревог и отчаяния наших предков спасали песни и танцы, ритуалы и обряды. Рукоделие и ремесло как элементы народного творчества многим и сегодня помогают сохранить душевное равновесие. В процессе творчества человек забываем о рутине и ответственности, отбрасывает условности, окунается в мир собственных фантазий. Иными словами, игра — это важный элемент любого творчества и то, чего так не хватает взрослым.

В процессе творчества человек может проявить себя гораздо ярче и нагляднее, чем в письме или речи. Арттерапия способствует переходу тех или иных комплексов, конфликтов, проблем из глубин бессознательного в сознание и переживанию сопутствующих им отрицательных эмоций. «Выплеснуть» свои проблемы и фантазии в творчестве значительно легче, чем о них рассказать. С другой стороны, фантазии, изображенные на бумаге или воплощенные в глине, нередко облегчают проговаривание переживаний. Во время сеанса, скорее напоминающего игру, пациент взаимодействует с продуктом своего творчества, который становится проводником в его внутренний мир. Специалист, находясь рядом и наблюдая за творческим процессом, участвуя в обсуждении как самого произведения, так и мыслей и чувств пациента, предлагает такие игровые ситуации, которые помогают человеку самому осознать свои проблемы, их глубину, и найти выход из создавшегося положения. С помощью творчества глубинные переживания выражаются свободнее и легче, чем во время рациональной психотерапии. Они не вытесняются, а сублимируются в творчество. Иногда творчество становится единственным видом «связи» между индивидом и миром, пациентом и психотерапевтом. При этом арттерапия является одним из наиболее бережных способов решения внутренних проблем человека.

На физиологическом уровне эффект творчества вообще и арттерапии в частности объясняется активацией правого полушария мозга. В повседневной жизни большую нагрузку испытывает левое, «рациональное» полушарие, которое обеспечивает способности к конкретному мышлению, логике, анализу, речи, чтению, счету. При этом правое полушарие, отвечающее за абстрактное мышление, интуицию, восприятие символов и образов, фантазии и мечты, остается не у дел. Вся система воспитания и обучения направлена на развитие «левополушарных» функций. Занимаясь творчеством, мы гармонизируем работу различных зон мозга и таким образом разрешаем целый ряд внутренних конфликтов, открываем для себя новые возможности во всех сферах жизни. Арттерапия расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в собственных силах, формирует творческое отношение к жизни и умение воспринимать мир целостным и ярким, развивает ассоциативно-образное мышление, способность находить новые оригинальные решения, новые средства достижения цели.

В настоящее время арттерапию применяют для преодоления внутри- и межличностных конфликтов, кризисных состояний, реабилитации после психических травм. Арттерапия эффективно устраняет невротические и психосоматические расстройства, может способствовать излечению психических заболеваний. Метод используют в консультировании и терапии детей и подростков. Все больше вполне здоровых и успешных людей обращается к арттерапии как технике развития собственных возможностей и способностей для более полной самореализации. Чем лучше человек сумеет выразить себя в творчестве, тем легче ему реализовать жизненный потенциал, построить свою судьбу не по общепринятым стандартам, а по собственному авторскому рецепту. Терапия творчеством опирается на внутренние ресурсы человека и не имеет ни ограничений, ни противопоказаний.

Изотерапия. Одним из наиболее распространенных видов арттерапии является изотерапия (рисунок, лепка) — психологическая коррекция посредством изобразительной деятельности. С использованием специально подобранных произведений изобразительного искусства, которые пациент под руководством психотерапевта изучает и интерпретирует. Большой интерес представляют также самостоятельные творческие проявления. В настоящее время изотерапию применяют при психологической коррекции пациентов с невротическими и психосоматическими нарушениями, при работес детьми и подростками, испытывающими трудности в обучении и социальной адаптации, при улаживании внутрисемейных конфликтов.

Изотерапия дает положительные результаты у детей с задержкой психического развития, нарушениями слуха, речи, с умственной отсталостью, при аутизме. Во многих случаях изотерапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться с психологическими проблемами. Рисунок в этом случае является проекцией личности ребенка, символическим выражением его отношения к миру. При помощи изотерапии психолог помогает детям осознать и разрешить проблемную ситуацию, выразить ее в рисунке (лепке) и найти из нее выход.

Танцетерапия основана на выражении чувств и переживаний с помощью пластики тела. Любое переживание связано с изменением мышечного тонуса. Психическая травма закрепощает мышцы, снижает подвижность, мешает свободному выражению эмоций. Специальные ритмические упражнения или танец снимают физическое напряжение, помогают быстрее избавиться от тяжелых переживаний и отрицательных эмоций.

Песочная терапия. С давних времен известно, что «игры» с песком открывают доступ к глубинам собственного «Я», помогают осознать самого себя, восстановить свою психическую целостность. В песочной терапии используют деревянный поднос, песок, воду и всевозможные фигурки домов, людей, животных и растений, реальных и мифических существ и т.п. Пациенту предлагают с помощью фигурок построить свой мир, как он его себе представляет. Строя, ломая и снова создавая песчаные миры, населяя их своими близкими, своими мечтами и страхами, пациент зачастую и без помощи специалиста начитает понимать, что в его «королевстве» что-то не так, осознает то, в чем ранее себе не признавался..

Артсинтезтерапия уникальная методика, направленная на развитие творческих возможностей личности, успешно используется в лечении психических заболеваний. Артсинтезтерапия объединяет семь видов искусств в единой тренинговой системе:  ассоциации, стихосложение, живопись, театр, пластику, драматургию, риторику. Задача артсинтезтерапии — развить творческое воображение и таким образом задействовать ресурсы человека, которыми он не пользуется.

 Статья из журнала "Фармацевт Практик"

Дата публикации: 17 Января 2018

Нравится