Медицинская консультация

Последний номер журнала

Готов ваш малыш к школе?

Готов ваш малыш к школе?

1 сентября уже не за горами, скоро первоклашки впервые переступят школьный порог! Прощай, беззаботное детство! Что ждет их впереди – успешная учеба, новые друзья, интересная жизнь или, наоборот, неудачи, нотации учителей, недовольство и непонимание родителей? Многое зависит от того, готов ли ребенок к новому этапу в жизни и готовы ли к этому родители, не поторопились ли они, отдав малыша в школу

С какого возраста отправлять детей в школу? Родители вполне могут ошибиться, оценивая готовность ребенка к учебным занятиям. На первый взгляд может показаться, что он развит, сообразителен, умеет читать-писать-считать, значит вполне готов к школьным нагрузкам. При этом мало кто задумывается о возможных психофизиологических проблемах, мешающих успешно учиться.

В любом случае, психологи настоятельно не рекомендуют отдавать в школу ребенка, который будет младше своих одноклассников. Это важно как для мальчиков, так и для девочек. Речь идет не только о том, что ребенок будет слабее других, но и об отставании на уроках физкультуры, труда, об общей выносливости, а главное, об угрозе формирования опасных комплексов («самый слабый», «самая неловкая» вплоть до «самый последний в этой жизни» или «хуже всех»).

Конечно, календарный возраст имеет значение, но нередко случается так, что малыш может отставать от своих сверстников в развитии. Причин тому множество: частые болезни, «притормозившие» созревание, разного рода нервные расстройства особый, индивидуальный «график» развития нервной системы и др. Если есть хоть малейшие сомнения относительно психофизиологической готовности ребенка к школе, стоит обязательно проконсультироваться у педиатра, который определить уровень биологического развития и состояние здоровья, и у невропатолога с целью проверить степень зрелости нервной системы. Не менее важно посетить психолога.

Психологическая готовность к школьному обучению рассматривается в комплексе. Сначала перечислим те параметры готовности малыша к школьной жизни, которые могут оценить сами родители:

  • ребенок способен достаточно долго концентрировать внимание;
  • умеет быстро переключаться с одного вида деятельности на другой;
  • способен слушать и слушаться взрослых;
  • понимает вопросы и отвечает на них;
  • у него развита мелкая моторика рук и координация движений;
  • ему интересно узнавать новое (сформировались познавательные потребности);
  • ребенок умеет себя вести, считается с окружающими;
  • уважает взрослых, признает их авторитет, выполняет требования; на замечания не обижается, напротив, старается исправить ошибки (залог адекватного восприятия ребенком роли учителя);
  • умеет выстраивать отношения со сверстниками (готов к коллективной деятельности);
  • у него есть волевая готовность к обучению, он способен заставить себя делать то, что не слишком интересно;
  • в достаточной степени развиты самосознание и самооценка, что предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению.

Однако по многим параметрам готовность к школе может определить только специалист. Психолог оценит интеллектуальный уровень, связанный с развитием мыслительных процессов, то есть способность обобщать, сравнивать и классифицировать объекты, выделять существенные признаки, находить причинно-следственную связь, делать выводы. У ребенка должен быть достаточно широкий кругозор, а также соответствующее речевое развитие. Кроме того, специалист проверит память (механическое запоминание и опосредованную память), наглядно-образное, пространственное и словесно-логическое мышление, способность к обобщению и абстрагированию, последовательность умозаключений и некоторые другие аспекты мышления.

Не менее важна готовность к новому социальному статусу школьника, включая новые формы общения, иное отношение к окружающему миру и к самому себе. В норме ребенок стремится занять новое, более «взрослое» положение в жизни. От его внутренней позиции зависит, сможет ли он успешно учиться в школе и выстраивать новые для него социальные отношения. А ребенок, который не готов к школе, будет стараться искусственно «задержаться» в раннем детстве.

Не стоит забывать о том, что первые школьные годы совпадают с возрастным кризисом (наблюдается у 6-7-летних детей), что нередко доставляет неприятности родителям, особенно если они психологически не готовы к восприятию новой роли ребенка. Но кризис разрешится благополучно, если папы и мамы адаптируют свою систему требований к новому уровню развития и новым потребностям малыша.

Несколько советов родителям будущих первоклашек

 1.      Выбирайте школу не по принципу престижности, а самую близкую к дому. Более того, выбирайте не школу, а учителя, причем не «заслуженного», «модного» или «известного», а порядочного, уравновешенного и подходящего вашему ребенку по темпераменту.

 2.      Держите себя в руках, не нервничайте, действуйте по плану и ни в коем случае не в последний момент. Ваше спокойствие и оптимизм непременно передадутся ребенку и другим членам семьи.

 3.      Школьные принадлежности покупайте вместе с малышом. Предоставьте ему возможность выбора, объясните, на каких уроках все это может понадобиться. Постарайтесь, чтобы ваши рассказы о школе носили оттенок мечты, но при этом не забывайте напоминать о неизбежных трудностях, новой ответственности и о том, что школа – это этап взросления. Заботясь, чтобы 1 сентября малыш выглядел нарядным, не перегибайте палку, а то у него возникнет впечатление, что все приготовления делаются ради одного праздничного дня.

 4.      Загодя переведите ребенка на режим дня, максимально приближенный к школьному. Если он капризничает и сопротивляется, можно выдумывать причины, по которым ему надо научиться рано вставать. Постарайтесь, чтобы школа не ассоциировалась у него с неприятностями.

 5.      Несколько раз пройдите с ребенком весь маршрут от дома до школы и обратно, даже если первое время будете сопровождать его в школу и из школы домой. По дороге обращайте внимание малыша на светофоры, подземные переходы, на транспорт, которым можно добраться до школы. Убедитесь, что ваш ребенок в случае необходимости сможет назвать свой домашний адрес.

 6.      В разговоре с ребенком благожелательно и с симпатией отзывайтесь о его будущей учительнице (чаще всего в начальных классах учителя - женщины). Закладывайте элементы уважения к ней, называйте учительницу по имени-отчеству, приучая к этому и будущего первоклассника.

 7.      Чаще общайтесь с ребенком, отвечайте на его вопросы, обсуждайте перемены, предстоящие в его жизни. Постарайтесь, чтобы беседы о школьных впечатлениях стали непременным элементом ваших отношений на ближайшие годы, пока у вашего сына или дочери не появятся первые секреты, столь естественные в подросткового возрасте.

 8.      Готовьтесь вместе переживать первые неприятности и успехи: с одной стороны, придется учить ребенка стойко и с достоинством переносить неудачи, а с другой – следить, чтобы хорошие отметки не становились поводом для зазнайства.

 9.      Смиритесь с тем, что ваш «самый лучший» ребенок может стать объектом критики. Это одно из самых суровых испытаний для родителей, которые нередко склонны впадать в крайности. Не стоит, не разобравшись, бросаться на защиту малыша, пренебрежительно отзываться об учителе, других родителях и т.д. Не следует также во всем винить своего ребенка, набрасываться на него с упреками («маму с папой позоришь», «в кого ты такой удался», «у других дети как дети…»). И тот и другой вариант чреват самыми серьезными последствиями для неокрепшей детской психики. Действуйте под девизом «Помощь, выдержка, спокойствие, справедливость и безусловная любовь к малышу независимо от его успехов или неудач в школе».

 10.  Сравнивайте успехи малыша только с его собственными «а вот месяц назад, ты этого не умел», а не с достижениями одноклассников, детей подруг, соседей или коллег.

 11.  Не забывайте о правильном питании и ежедневном отдыхе ребенка на свежем воздухе. Не перегружайте первоклассника занятиями, требующими дополнительной умственной нагрузки.

Иногда, даже несмотря на выполнение всех рекомендаций, школьная жизнь все-таки не складывается. Признаками того, что ребенок рано пошел в школу в школу, могут быть ухудшение общего состояния его здоровья, снижение веса, снижение уровня гемоглобина в крови, ухудшение зрения, головная боль. Если малыш часто болеет, стал вялым, плаксивым, потерял аппетит, у него нарушился сон, значит есть признак для беспокойства. У некоторых детей, наоборот, возможны перевозбуждение, повышенная раздражительность и вспыльчивость. Не исключены страхи, неврозы и другие невротические состояния. Все это признаки школьной дезадаптации и хронического стресса. В этом случае придется принимать непростое решение – забирать ребенка из школы или попытаться помочь ему справиться с непосильными нагрузками.

Статья из журнала "Фармацевт Практик"

Дата публикации: 24 Августа 2018

Нравится