Медицинская консультация

Последний номер журнала

Если ваш малыш застенчив

Если ваш малыш застенчив

Многие родители жалуются на застенчивость своего ребенка. Но стоит ли сильно беспокоиться по этому поводу? Специалисты констатируют, что приблизительно 40% как взрослых, так и детей именно по этой причине испытывают трудности в общении

Какого ребенка считать застенчивым?

Все в мире относительно, и то, что одни родители считают застенчивостью, другие могут назвать скромностью, воспитанностью или осторожностью. Некоторые папы и мамы хотят, чтобы их ребенок был «пробивным» - иначе, мол, в наше время не выживешь. А у их малыша может быть флегматичный или меланхоличный темперамент, и ему нужно больше времени на «раскачку» - адаптацию к новым условиям или незнакомому окружению. Кроме того, весьма спорный вопрос – благодаря каким качествам у человека больше шансов добиться успеха в жизни. Далеко не все берется повышенной общительностью, нахальством, нахрапом. Ведь многое достигается терпением, умом, трудолюбием, рассудительностью, умением просчитать результаты своих поступков.

Иной раз родителям просто хочется удовлетворить свои амбиции и потешить собственное тщеславие, они мечтают, чтобы ребенок был всегда первым, в центре внимания и всеобщим любимцем. А малышу может быть просто не интересно читать лучше всех стихотворение на утреннике, но это совершенно не мешает ему быть первым в каком-нибудь не столь заметном, но значимом персонально для него деле.

Поэтому сначала нужно задуматься – так ли уж ваш малыш застенчив и стоит ли видеть в этом повод для беспокойства? Основным критерием должно быть то, каким образом влияет застенчивость на жизнь ребенка. Можно не беспокоиться, если малыш не сразу бежит играть с незнакомыми ему детьми, но в то же время у него есть друзья, и он умеет быть хорошим товарищем; если ему нужно некоторое время, чтобы освоиться в новой обстановке, но зато потом он чувствует себя как рыба в воде; если не любит и не умеет выступать со сцены, но спокойно отвечает у доски; не тянет на уроке первый руку, но когда его спросят, умеет четко сформулировать свою мысль и способен озвучить то, что выучил дома; не склонен непринужденно болтать со взрослыми, но не прячется от них и при необходимости может что-нибудь спросить или ответить.

Большинство детей временами переживают периоды стеснительности. Зачастую, если на этом не акцентировать внимания, все проходит само собой. Однако у многих малышей застенчивость проявляется как устойчивая черта характера, и в этом случае у родителей действительно есть повод для беспокойства. Ведь возникнув в детстве, она может негативно влиять на его дальнейшую судьбу. Стеснительность может помешать приобретению нужных социальных навыков для полноценного общения с другими людьми. Эта же черта характера становится барьером в отношениях с противоположным полом.

Застенчивый ребенок, какой он?

Такой ребенок всячески избегает быть в центре внимания. Он может забиться в угол и находиться там долгое время, пока другие дети бегают и играют. Ребенок боится людей, не доверяет им, в каждом ему чудится потенциальная угроза. Стеснительный малыш боится, что на него накричат, высмеют, о чем-то спросят, а он не сможет «правильно» ответить. Такие дети часто не переносят прямых физических контактов с другими людьми, им может быть неприятно, если кто-то чужой начинает тормошить их, брать на руки, гладить по голове. Застенчивых детей утомляет суета, слишком громкие крики. Им неловко в присутствии других людей, они не могут расслабиться. Застенчивому ребенку кажется, что все смотрят только на него и видят только его недостатки.

Малыш в сложной для него ситуации становится напряженным, скованным, а его движения нервными и неловкими. Он может прятаться за родителей, избегать смотреть в глаза собеседнику, говорить тихо и невнятно, а то и вовсе перестать отвечать. На физиологическом уровне у застенчивого ребенка может учащаться дыхание, сильно биться сердце, выступать пот. Он может резко бледнеть или краснеть, испытывать дискомфорт в животе – бурчание и пр.

Застенчивые дети очень часто имеют заниженную самооценку – они остро и болезненно ощущают свои действительные или мнимые недостатки, которые окончательно конкретизируются и формулируются в их сознании к подростковому возрасту. А когда ребенок совсем мал, он может просто ощущать себя «не таким, как надо». Но нередко бывает, что у стеснительного ребенка может наоборот быть завышенная самооценка, которая входит в конфликт с тем, как (по его мнению!) его оценивают окружающие. Этот внутренний конфликт может привести к тому, что у стеснительного малыша со временем может развиться синдром жертвы. Появится красивая легенда (в которую он будет свято верить), что его не понимают, не способны оценить, не видят его «особенность», «избранность» и пр. Следует признать, что у стеснительного, молчаливого и избегающего общения малыша внутренний мир богаче, чем у тех его сверстников, которые не испытывают трудностей в общении и больше живут внешними впечатлениями. Застенчивому малышу не скучно с самим собой, он склонен к рефлексиям, самоанализу, фантазиям. У такого ребенка, как правило, высокий творческий потенциал. Но если, повзрослев, он так и не сумеет преодолеть эту черту характера, то еще вопрос, кем он станет – успешной творческой личностью или непризнанным «гением», которого не понимает «толпа».

В социальном плане застенчивые дети очень осторожны, их пугает все новое, они медленно привыкают к незнакомым для них ситуациям и окружению. Они склонны к строгому соблюдению всяких правил, традиций и обычаев, так как все это создает ощущение стабильности, предсказуемости. Малышу нет нужды проявлять инициативу, искать свою линию поведения, решать, как поступить. Тогда он не боится стать предметом обсуждения – ведь он ведет себя «правильно».

Почему ребенок может стать застенчивым?

Детские проблемы в семье не существуют отдельно. Как правило, они связаны с внутрисемейными отношениями и личностными качествами родителей. Конечно, у ребенка вполне возможна некоторая врожденная склонность к повышенной стеснительности и замкнутости. Но чаще это все-таки следствие неправильного воспитания или поведения родителей. Застенчивость может возникнуть у ребенка, если сложности в общении с окружающими есть у его отца или матери. В этом случае малыш по наследству получает проблему, с которой не смогли справиться родители. Это может быть не слишком заметно со стороны, так как формы проявления у взрослых и у ребенка могут быть совершенно разными. Папа, к примеру, может носить маску некоторой нагловатости, «пофигизма», скрывая тем самым неумение находить взаимопонимание с окружающими. А мама — в ответственных случаях впадать в панику, которую ребенок чувствует на интуитивном уровне. У малыша это может приобрести еще какую-нибудь форму. Поэтому родителям застенчивого ребенка проблемы нужно искать в себе.

Кроме того, взрослые авторитарным стилем воспитания, излишней строгостью, завышенными требованиями или ожиданиями каких-то особых успехов могут спровоцировать у малыша нерешительность, сомнения в своих силах, зависимость от мнения окружающих. Очень опасно, если у ребенка сложится впечатление, что любовь обязательно нужно заслужить. Боязнь не оправдать, не заслужить, не соответствовать приводит к очень серьезным психологическим проблемам, одной из которых и является застенчивость.

Еще одной причиной стеснительности у ребенка может быть гиперопека. Представьте себе маленького человечка, вся жизнь которого состоит из сплошных запретов, а каждое его действие комментируется, оценивается или хуже того – критикуется. Подобный стиль воспитания может привести к двум крайностям: либо к болезненной застенчивости и уверенности, что «я все делаю не так», либо к полной неуправляемости и неприятию каких бы то ни было запретов. Впрочем, одно не исключает второе, и из милого стеснительного чада может вырасти буйный подросток, не признающий никаких правил и доводящий до отчаяния всю семью. К гиперопеке над своими детьми больше склонны, конечно, женщины, особенно те, которые самореализуются посредством ребенка. По наблюдениям специалистов, именно в семьях, где лидером является мать, дети часто вырастают застенчивыми, безвольными и безынициативными.

Родители провоцируют у своего ребенка застенчивость и в том случае, если у них самих завышенные притязания, повышенная тревожность по поводу того «что люди скажут», всякого рода комплексы, которыми они «награждают» своего отпрыска.

Иногда застенчивость может возникнуть у маленького ребенка в результате какого-нибудь события, негативно подействовавшего на его психику. На малыша может повлиять ранняя и потому неизбежно болезненная разлука с матерью, первый негативный опыт общения со сверстниками или взрослыми в детском саду, больнице, школе. Но какими бы причинами ни была вызвана у ребенка застенчивость, с ней можно и нужно бороться.

Советы родителям застенчивых детей

  • С уважением относитесь к чувствам своего ребенка. Никогда не настаивайте, чтобы малыш делал то, что для него страшно, непривычно, неприятно. Старайтесь, чтобы он всегда чувствовал вашу защиту и поддержку в сложной ситуации.
  • Не давайте воли своим эмоциям, когда ребенку предстоит какое-либо испытание – первый день в садике или школе, госпитализация в больнице, необходимость остаться несколько часов с незнакомыми людьми. Ведь он может это перенести спокойно, если вы не «заразите» его своим напряжением.
  • Никогда не называйте ребенка застенчивым. Не навешивайте на него этот ярлык, не программируйте его развитие в этом направлении. Не сравнивайте его с другими детьми (ни на словах, ни в душе!). Не давите на ребенка, не торопите, не сломайте его, а наоборот вселяйте уверенность в себе, своих силах, способностях, умениях. Следите, чтобы вы сами не провоцировали низкую самооценку в своем малыше. Никогда не говорите ему: «какой ты неловкий», «неумеха», «недотепа». Скажите лучше: «Не получилось? Не страшно, попробуй еще раз»; «Не переживай, первый блин комом»; «Все обязательно получится, но для этого надо постараться»; «У меня в детстве тоже не сразу получилось».
  • Чтобы сформировать у малыша ощущение успешности, важно, чтобы у него был полигон для самоутверждения. Вам придется разделить с ребенком самые разнообразные занятия и увлечения, чтобы определить, в каком виде деятельности у него больше шансов почувствовать себя на высоте. Именно эту «золотую жилу» есть смысл разрабатывать, чтобы ваш ребенок смог выделиться в кругу сверстников и почувствовать уверенность в своих силах. И не столь важно, что именно это будет – спортивная секция, кружок рисования или вышивание крестиком. Главное – чтобы ребенок познал вкус успеха и уважал себя.
  • Очень важно научить малыша выражать свои чувства и эмоции. Для этого беседуйте с ребенком, приучайте его к тому, чтобы он рассказывал не только о внешних, но и о душевных событиях: не только о том, что увидел или услышал, но и о том, что он при этом почувствовал. С этой же целью полезны сказки с продолжением – попеременно рассказываете то вы, то малыш. Неплохо вместе поиграть в игрушки, но обязательно с комментариями. Можно обсудить, что же чувствовал трусливый зайчик, когда его хотела заманить к себе коварная лиса, как ему удалось перестать ее бояться и в конце-концов победить.
  • Играйте со своим малышом в подвижные игры, в которых он может раскрепоститься, покричать, посмеяться. Если он привыкнет так играть с вами, то ему проще будет играть с другими.
  • Организуйте жизнь своего ребенка так, чтобы он больше времени проводил со сверстниками. Идите на определенные неудобства для себя, но создайте условия, чтобы к малышу могли приходить другие дети.
  • Если ваш ребенок слишком «правильный», учите его (как это ни парадоксально) иногда нарушать правила: пусть погуляет босиком по лужам после дождя, во время прогулки съест что-то не слишком полезное, иногда пропустит школу «просто так» (все в меру, конечно). Очень полезно упражнение, во время которого вы с малышом будете рисовать, но не кисточкой, а руками.
  • Постоянно провоцируйте ситуации, когда малышу нужно проявлять самостоятельность. Предложите ему самому попросить продавца показать понравившуюся ему игрушку, задать вопрос о цене, о том, есть ли такая же, но другого цвета. Приучайте его что-нибудь спрашивать у прохожих во время прогулок. Вначале будьте рядом, потом попросите подбежать к кому-то, кто стоит в стороне, и что-нибудь спросить. Постоянно расширяйте круг мелких поручений, которые должны становиться для ребенка привычными.
  • Предоставляйте ребенку определенную свободу, возможность самому решать свои мелкие детские проблемы. Как можно раньше начните советоваться со своим ребенком, особенно в тех случаях, когда есть возможность последовать его совету. Относитесь к мнению малыша с неподдельным уважением.
  • Не акцентируйтесь на застенчивости. Любите ребенка таким, каков он есть, и постоянно проявляйте свою любовь. Умейте видеть сильные стороны характера малыша. Всей душой верьте в его силы и способности – тогда и он поверит в себя.

Статья из журнала "Фармацевт Практик"

Дата публикации: 15 Сентября 2017

Нравится