Медицинская консультация

Последний номер журнала

Если в дом пришла беда...

Если в дом пришла беда...

Врожденное и приобретенное в раннем возрасте заболевание или отклонение в развитии могут привести к тому, что ребенок становится инвалидом. Болезнь может проявляться физически и физиологически, не затрагивая умственного и психического развития, либо, наоборот, у ребенка наблюдается задержка психического развития на фоне относительного физического здоровья. Независимо от специфики заболевания душевные переживания родителей невыносимы…

 Прочная семья — залог успеха

Специалистам Киево-Святошинского центра социально-психологической реабилитации населения часто приходится консультировать семьи, в которых есть дети с тяжелыми заболеваниями. Мы объясняем, что, прежде всего, родители такого ребенка должны: 

  • обеспечить малыша-инвалида надлежащим уходом, способствующим  развитию ребенка;
  • насколько возможно, привить ребенку навыки самообслуживания и социализировать в обществе; 
  • поддерживать здоровую психологическую атмосферу в семье;
  • не обделять вниманием и любовью друг друга и других членов семьи;
  • стремиться к тому, чтобы у всех членов семьи была возможность саморазвития и полноценной жизни. 

На первый взгляд достичь этих целей почти невозможно. Но поскольку они взаимосвязаны, то и реализовать их возможно только в комплексе. Так, если ребенок-инвалид не социализирован, то вся семья будет ограничена в передвижениях и контактах с окружающими. Незавидной будет и участь больного, если в семье напряженная обстановка, младшие или старшие дети «недосмотрены», обделены душевным теплом старики. Лишенные внимания и любви другие члены семьи либо вовсе покинут ее, либо начнут искать утешения в выпивке (мужчины), наркотиках (подростки), в «уходе в болезнь» (старики). Часто объектом осуждения становится мужчина, оставляющий семью с ребенком-инвалидом. Однако часть вины за развод лежит и на женщине, которая вовремя не сумела понять, что истинная забота о больном малыше — это сохранение прочной здоровой семьи, в которой есть место радости и взаимной любви.  

Груз ответственности

Как правило, уход за ребенком-инвалидом ложится на плечи матери. Именно от ее поведения, мужества, выдержки зависит и судьба малыша, и атмосфера в семье. Видя свою маму бодрой и веселой, многие дети способны научиться радоваться жизни, даже оказавшись в том непростом положении, в котором им суждено пребывать всю жизнь.

Осознание того, что ребенок тяжело болен, возможно навсегда, невероятно болезненно. Поэтому нередко возникают деструктивные настроения, негативные эмоции, способные привести к деформации личности матери, а в итоге — к дестабилизации обстановки в семье вплоть до ее разрушения. При этом противоречивые настроения и эмоции смешиваются в своеобразный коктейль, опасный как для самого человека, так и для окружающих. И в первую очередь — для больного малыша. Приведем примеры самых типичных неправильных психологических установок.

Неприятие ситуации. «Почему это случилось именно со мной? За что? Я не хочу! Я не могу!» — внутренний бунт, вследствие которого человек впадает в болезненный эгоизм, где нет места любви и жалости к больному малышу. Такое отношение может оттолкнуть родных, повлечь за собой непродуманные поступки, о которых потом придется жалеть всю жизнь.

Ложный стыд. «Это так стыдно, что у меня «ненормальный» ребенок. Нельзя «нагружать» им окружающих». Такая установка отчасти вызвана отсутствием в нашей культуре традиций полноценной интеграции инвалидов в социум. Это особенно опасно для больного, так как он рискует всю жизнь провести в четырех стенах, оказаться оторванным от сверстников и общества.

Поиск виновных. «Во всем виновата наследственность мужа (жены), у них кровь «гнилая», прадед был алкоголиком и т.д.». Это ничто иное, как попытка снять с себя ответственность за жизнь больного ребенка. Такая позиция приводит к конфронтации между членами семьи, усложняет ситуацию и фактически исключает взаимодействие и сотрудничество.

Комплекс вины. «Это из-за меня ребенок родился на свет, чтобы мучиться и страдать. Мой долг — искупить вину». Такая установка может привести к гиперопеке малыша, чрезмерном потакании его капризам. В этом случае велика вероятность того, что ребенок вырастет психологическим монстром, что усилит его социальную дезадаптацию и усугубит страдания.

Перенос вины на ребенка. «Если бы он старался, то был бы здоровее. На него столько денег тратишь, а он все делает назло». Такая установка приводит к конфронтации с ребенком, его изоляции в семье. А следствием является ухудшение физического и психического состояния малыша.

Самоуничижительные настроения. «Мне всегда не везет. У такой никчемной личности, как я, и не мог родиться нормальный ребенок. У меня все, не как у людей». Такая установка несовместима с конструктивным поведением и не ведет к улучшению ситуации.

Синдром жертвы. «Моя жизнь закончена, до конца дней мне придется нести этот крест» — демонстративное поведение не дает разглядеть в ребенке существо, способное приносить радость, достойное привязанности и любви.

Мания «отличия». «Мы не такие как все. У нас особая жизнь, особые обстоятельства». В данной ситуации эгоцентризм является компенсаторной реакцией. От подсознательного «мы хуже других» к противоположному «мы — особенные, то есть, лучше других». Такие настроения могут привести к изоляции от общества, исключают помощь и поддержку со стороны окружающих.

Потребительские настроения. «У нас беда. Все должны нам: сочувствовать, помогать, идти навстречу». Такая позиция ведет к постоянной драматизации положения. Подсознательно мать может даже иметь установку: «Чем хуже, тем лучше». А это исключает полноценную социализацию больного.

«Убийственная» жалость. «Ай, бедненький, несчастненький, беспомощный малыш! Без меня он погибнет». Такая установка вызвана часто желанием самоутвердиться за счет больного ребенка. Собственная значимость измеряется степенью «нужности» инвалиду. Как и в предыдущем случае, мать подсознательно не заинтересована в улучшении состояния больного, в его социализации.

Для того чтобы изменить установку иногда бывает достаточно родителям однажды поймать себя на «плохой мысли», но бывает, что обойтись без помощи психолога и невропатолога не возможно.

Несколько советов мамам

Не стоит терзаться вопросом, почему так случилось, постарайтесь принять ситуацию как данность. Читая больше литературы, посвященной заболеванию ребенка, постарайтесь стать если не специалистом в этой области, то уж во всяком случае, грамотным партнером лечащего врача.

На семейном совете обсудите планы на ближайшее будущее. Не хватайтесь за самый простой: папа зарабатывает деньги, а мама — ухаживает за ребенком. Женщина, исключая себя из активной социальной жизни, испытывает сильнейший стресс, который может привести к серьезным психическим расстройствам. Ищите более гибкие варианты — неполный рабочий день, приходящие по графику бабушки, сиделки на ограниченное время и прочее.

Отец ребенка не должен быть отодвинут на второй план. «Не нагружая», вы окажете медвежью услугу и отцу, и ребенку. Ведь им так важно сформировать отношения, научиться любить друг друга. Если в семье есть еще дети, то их также нужно научить помогать тяжелобольному брату или сестре. Однако это не должно препятствовать их полноценному развитию, общению со сверстниками. Не стоит постоянно напоминать, что из-за наличия в доме больного ребенка семья многого не может себе позволить, так как у того может поселиться мысль: «Лучше б его не было». А ведь именно с кем-то из братьев или сестер, может быть, инвалиду придется доживать жизнь. Заботясь о формировании теплых отношений между детьми, учите их быть взаимно полезными.

Однако, привлекая членов семьи к уходу за больным ребенком, не забывайте, что у всех, в том числе и у вас, должны быть не только обязанности, но и свободное время. Это необходимо и для укрепления духа (молитва, разговор с духовным наставником, медитация ), и для поднятия настроения (шоколад, общение с подругой, шопинг), и для укрепления семьи (общение наедине с мужем, с другими детьми). Не отказывайтесь от этого. Жизнь не закончена, поэтому в ней должно быть место и высоким чувствам, и маленьким радостям.

Более того, ваш пессимизм, усталость, страхи, «черные мысли» ребенок чувствует интуитивно. Противодействуйте депрессивным состояниям, чтобы малыш не стал нервным, издерганным, мрачным. Стоит позаботиться и об укреплении нервной системы. Исключите курение и алкоголь, которые создают лишь иллюзию успокоения. Не рекомендуется прием антидепрессантов, так как вызванная ими сонливость будет мешать уходу за тяжелобольным. Лучше использовать лекарственные средства растительного происхождения (например, валериана), успокоительные чаи, сборы лекарственных трав. Не забывайте о прогулках перед сном, утренней зарядке, контрастном душе. Помните, чем жестче режим дня, тем меньше в нем места для уныния.   

Ребенок-инвалид в обществе

Адаптация ребенка-инвалида в обществе является очень важной составляющей его развития. Постарайтесь сформировать круг общения — ищите «друзей по несчастью» в Интернете, больнице, где наблюдается малыш, санатории, в котором посчастливится отдыхать и т.д. Обменивайтесь адресами,  ищите возможность встречаться, дружить семьями, а может и организовать клуб. Это важно не только для вас, но и для ребенка, которому вы можете помочь найти друзей или даже (бывает и так!) спутника жизни.

Не забывайте, что чем самостоятельнее будет ребенок, тем легче ему будет жить. Поощряйте приспособительную активность инвалида, развивайте умения и навыки по самообслуживанию. Проанализируйте количество запретов, с которыми ребенок сталкивается. Продумайте, все ли они обоснованны, нет ли возможности сократить ограничения, проконсультируйтесь с врачом. Если состояние больного улучшается, то количество запретов должно уменьшаться, а нагрузки увеличиваться. Придумайте ребенку простенькие домашние обязанности, учите заботиться о других.

Делайте все возможное, чтобы он привык находиться не только в семье, но и среди чужих людей, не концентрируя внимание на себе. Научите его непринужденно общаться, а если нужно, то и попросить о помощи. Ведите себя спокойно и уверенно с ребенком-инвалидом на людях. Постарайтесь привыкнуть прощать окружающим некоторую бестактность (очень часто внимание к вам продиктовано искренним сочувствием). Доброжелательно реагируйте на проявления любопытства со стороны посторонних, не отталкивайте их от себя. Спокойно ответив на вопросы, постарайтесь перевести разговор на нейтральные темы. Если ребенок научится от вас подобному стилю общения с окружающими, его шансы адаптироваться в обществе резко возрастут. Но следите за тем, чтобы ваш он не пытался при посторонних играть роль хорошего ребенка, что нередко свойственно детям-инвалидам. Подобное поведение «на людях» может повлечь за собой истерики и капризы дома. Учите его быть самим собой. Чем раньше малыш начнет общаться с другими детьми, тем больше шансов, что он сможет вести себя естественно. Кроме того, если возникает возможность выбора, в какую школу отдавать ребенка, — специализированную или общую, — то лучше отдать предпочтение общей школе. 

 Cтатья из журнала "Фармацевт Практик"

 

Дата публикации: 23 Февраля 2018

Нравится