Медицинская консультация

Последний номер журнала

ДЕТЯМ БОГАТЫХ РОДИТЕЛЕЙ НЕ ПОЗАВИДУЕШЬ…

ДЕТЯМ БОГАТЫХ РОДИТЕЛЕЙ НЕ ПОЗАВИДУЕШЬ…

Людям всегда кажется, что именно их время предлагает самые тяжелые и доселе неведомые испытания, в том числе и психологические. И сегодняшний день не исключение. Нашему обществу, кроме прочего,  приходится решать сложную и болезненную проблему социального расслоения. В период провозглашаемого равенства это явление тоже существовало, но в скрытом и несколько смягченном виде. Богатые люди в советские времена не слишком афишировали свое благосостояние: партийным  функционерам полагалось быть  «скромными», а подпольные частные предприниматели  старались «не светиться», находясь в конфликте с криминальным кодексом.

 Не прошло и двух десятков лет – и целые слои населения попали в настоящую социальную мясорубку, а в иерархии ценностей на первое место вышли именно материальные блага. Жертвами новых времен оказались и те, кто не смог приспособиться к «дикому» капитализму, и те, кто не выдержал испытания богатством.

Традиции воспитания детей из состоятельных семей в развитых странах создавались  веками. Это и обучение в закрытых элитарных учебных заведениях со спартанскими условиями, и традиция чуть ли не с 16 лет отправлять детей «на свои хлеба», и повсеместно распространенная практика благотворительности, когда дети с малых лет привыкают помогать тем, кто беднее. Кроме того, душевными проблемами богатых людей и их отпрысков занимается целая армия психологов, психотерапевтов, и психоаналитиков. Но проблемы существуют и там. Что уж говорить об отечественных богачах, многие из которых за весьма короткий срок попали «из грязи да в князи». А ведь чтобы с честью выдержать испытание золотым тельцом, нужно иметь твердые моральные устои и,  как говорится, Бога в душе. Иначе неизбежно нравственное падение, которое «ударной волной»  задевает и сметает детей.

Для детей из богатых семей свойственны многие серьезные  проблемы.

  • Эгоистичность и эгоцентричность. В богатой семье ребенок находится в центре  внимания. Охранники и няньки, гувернеры и гувернантки, репетиторы и тренеры – все занимаются ребенком. Прибавьте к этому особый интерес со стороны учителей, а в случае публичности родителей – и журналистов. Понятно, что такой ребенок с младенчества чувствует себя «пупом земли»: привыкает «потреблять» не только материальные блага, но и окружающих, считая, что и живут-то они только для того, чтобы служить ему. В итоге возникают серьезные проблемы в отношениях с людьми вообще и с противоположным полом в частности.  
  • Эмоциональная депривация (или эмоциональная недостаточность) из-за дефицита родительского внимания. Богатые родители не обязательно бесчувственные злодеи, не желающие заниматься своим чадом. Иногда они становятся заложниками процесса «делания денег» или же принятого в их кругу образа жизни. Как бы там ни было, многочисленная обслуга не в состоянии заменить детям мать и отца. Без родительской любви и внимания ребенок растет ущербным, уязвимым, психологически нездоровым. Причем последствия могут быть самыми разными: от комплексов и сомнений, что его вообще можно любить, до агрессивности и попыток привлечь внимание любыми способами вплоть до криминальных.
  • Несамостоятельность, неприспособленность, незнание жизни. Дети из богатых семей нередко живут в условиях несвободы и не имеют права выбора. За них все решают, определяют круг общения. Потому маленькие и не очень дети нуворишей часто несамостоятельны, безынициативны и не имеют возможности восполнить дефицит родительского тепла настоящей дружбой. Им трудно учиться строить отношения со сверстниками, причем проблемы могут начаться уже в начальной школе, где малыши становятся предметом насмешек, ведь порой не обладают элементарными навыками  самообслуживания: не в состоянии завязать шнурки, собрать портфель, убрать за собой мусор.  
  • Неумение мечтать. Недаром говорят: «Хотите сделать ребенка несчастным – дайте ему все, что он пожелает». Деткам богатых родителей действительно неведом интересный и полезный путь «вынашивания» мечты: сначала взвесить, насколько реальна цель; затем обсудить все с близкими; составить план достижения цели; решить, от чего можно отказаться; приложить усилия и, наконец (иногда через длительное время), обрести желаемое. Пока мечта воплощается в реальность, ребенок учится рассуждать, отказывать себе в чем-то, планировать, терпеливо ждать, смиряться, ценить обретенное.  И как скучен и банален путь «захотел – получил», который ничему не учит, никуда не ведет и как бы укорачивает жизнь.  
  • Отсутствие здоровой соревновательности и честолюбия. Зачем прилагать усилия, учиться, самосовершенствоваться, если у тебя есть все? Зачем доказывать, что ты умный, быстрый, ловкий, если проще похвастаться какой-нибудь дорогой вещью?
  • Боязнь неудачи. А еще у детей богатых родителей может развиться боязнь «не оправдать, не соответствовать, не достичь». Богатые родители нередко рассматривают своего ребенка как «дело», вложив в которое определенный капитал, можно рассчитывать, что расходы окупятся с лихвой. Но планы в отношении чада строятся порой без учета его способностей и желаний. Результат при этом бывает плачевный: ребенок может не достичь «запланированных» высот, зато приобретает психологические проблемы и комплексы или становится на путь протеста.   
  • Неумение испытывать простые радости жизни. Для гармоничного развития очень важно, чтобы ребенок умел любить природу. Вечер у костра, умиротворяющая тишина, звездное небо, восход солнца, ощущение красоты мира и счастья бытия – это не купишь за деньги, это невозможно «организовать». Красоту нужно видеть глазами, счастье важно чувствовать душой. Этому нельзя научить, можно только «заразить». Но многие ли богатые так воспринимают окружающий мир?  Имеют ли они время и возможность приобщать к этому своих детей?
  • Ощущение «мир против меня». Желая подготовить своих детей к жестким правилам конкурентной борьбы, родители нередко перегибают палку и формируют у детей ощущение «жизни в осаде». Подобное ощущение может подпитываться наличием охраны, которая сопровождает маленького или уже молодого человека чуть ли не с младенческого возраста. В результате у детей развивается недоверие к людям, подозрительность, циничность. Они постоянно начеку в ожидании «нападения». А попытки снять напряжение и расслабиться нередко приводят к спиртному и наркотикам.
  • Социальная дезадаптация. Дети богатых родителей бывают очень избалованными и не могут представить, что в жизни есть ограничения; они не в состоянии осознать свое место в обществе;  не умеют прогнозировать последствия своих действий, в том числе и по отношению к окружающим. Они не считают себя рядовыми гражданами и не готовы отвечать за свои проступки, им кажется, что законы писаны не для них – особенных и неповторимых.
  • Оторванность от жизненных реалий. Дети из богатых семей зачастую совершенно не знают, как живут другие люди. Они боятся  неприятных эмоций, не умеют конструктивно воспринимать негативные впечатления; им негде учиться  сочувствовать и сострадать старикам, бедным, больным и немощным; они не умеют помогать не для «пиара», а по велению сердца. Образование, которое получают за границей, еще больше способствует появлению прослойки «инопланетян», которые не знают, как на самом деле живут их соотечественники. И может случиться, что в нашем обществе сформируется бездушная, безнравственная «элита»,  совершенно оторванная от отечественных реалий. Если учесть, что дети богатых родителей – это в ближайшем будущем потенциальные политики, то уже сейчас можно прогнозировать, что способ их правления страной не будет ни нравственным, ни социально направленным.

Обычно после перечисления психологических проблем приходит черед советам, как себя вести, чтобы этих проблем избежать. В этом случае совет один: хочешь видеть в своем ребенке хорошего человека, сначала стань им сам.

Парадокс же заключается в том, что некоторые из перечисленных проблем встречаются и в семьях среднего и скромного достатка. В семье небогатой может вырасти самовлюбленный эгоист, завистливый, эгоцентричный и черствый. И в то же время в семье миллионера может сформироваться настоящий альтруист, который посвящает себя помощи другим и больше всего ценит душевные качества. Люди, которые только немного зажиточнее своего окружения, могут «наградить» своих детей букетом психологических проблем, свойственных по-настоящему богатым. И, наоборот, можно находиться в первой сотне состоятельных людей страны и вырастить детей с «комплексом бедняка». Можно вечно пропадать вне дома,  «делая бизнес», но дети не будут чувствовать себя обделенными вниманием и любовью. А можно достаточно времени проводить дома и лишать детей настоящего внимания – не к еде и одежде, а к душевным и духовным проблемам.  

 

 

 

Дата публикации: 21 Июля 2017

Нравится