Медицинская консультация

Последний номер журнала

Держим спинку ровно!

Держим спинку ровно!

По статистике, почти у половины детей школьного возраста наблюдаются нарушения функции позвоночника — неправильная осанка, сутулость, искривление позвоночника, сколиоз. Эти нарушения затрудняют проведение нервного импульса к тканям и клеткам внутренних органов, что служит предпосылкой для возникновения ряда функциональных и морфологических расстройств здоровья, в частности, может ухудшаться работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем, пищеварительного тракта. В этой связи важно научить ребенка сохранять осанку, сидя за партой во время уроков и выполнения домашних заданий, делать утреннюю гимнастику, вести активный образ жизни

Количество детей с различными нарушениями осанки достигает 30–60%, из них примерно у трети это приводит к сколиотической болезни. Сколиоз (от греч. skoliosis искривление) — это заболевание опорно-двигательного аппарата, характеризующееся искривлением позвоночника во фронтальной (боковой) плоскости с разворотом позвонков вокруг своей оси, ведущее к нарушению функции грудной клетки, а также к косметическим дефектам.

В формировании правильной осанки основную роль играют позвоночник и мышцы, окружающие его. Осанка — это комплексное понятие о привычном положении тела непринужденно стоящего человека. Осанка определяется и регулируется рефлексами позы и отражает не только физическое, но и психическое состояние человека, являясь одним из показателей здоровья.

Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе тех же физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных двигательных связей. Это создает возможность для активного вмешательства в процесс формирования осанки у детей, обеспечивая ее правильное развитие и исправление.

Как самим определить искривление?

Нужно, чтобы ребенок принял привычную позу (встал и расслабился). Прежде всего, необходимо обратить внимание на следующие основные признаки сколиоза:

*одно плечо чуть выше другого;

*выпирает угол одной из лопаток;

*разное расстояние от прижатых к бокам рук до талии;

*при наклоне вперед заметна кривизна позвоночника.

Если обнаруживается хотя бы один из этих признаков — нужно немедленно обращаться к ортопеду.

Причины многочисленны

Отрицательное влияние на формирование осанки оказывают неблагоприятные условия окружающей среды, социально-гигиенические факторы, в частности, длительное пребывание тела ребенка в неправильном положении. В результате этого происходит выработка навыка неправильной установки тела. В одних случаях этот навык формируется при отсутствии функциональных и структурных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, а в других - на фоне патологических изменений в нем врожденного или приобретенного, чаще всего встречаются у детей астенического телосложения. Если не следить за осанкой, привычное неправильное положение тела ведет к развитию сколиотической болезни. Дети особенно подвержены ее возникновению в периоды интенсивного роста скелета: 6-7 лет, 12-15 лет. 

Профилактика и лечение нарушений осанки

1. Сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине.

2. Правильная и удобная обувь.

3. Организация и строгое соблюдение режима дня (время сна, бодрствования, питания и т.д.).

4. Постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом.

5. Отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения (за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д.).

6. Контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок, портфелей и др.

7. Плавание, лечебное плавание.

Для выработки правильной осанки и профилактики ее нарушений необходимо систематически, не менее 3-х раз в неделю, тренировать мышцы спины и брюшного пресса. А для этого нужно заниматься спортом и оздоровительной физкультурой.

Вода поможет

Давно известно, что вода оздоравливает организм человека. Занятия аквааэробикой, приносят большую пользу и удовольствие детям, чем физкультура на суше. Помимо пользы физических нагрузок на тело, на организм оказывает положительное влияние сама водная среда. Она не только облегчает физические упражнения, но и усиливает их эффект.

Чем же так полезна аквааэробика, и чем она отличается от занятий простой аэробикой? Прежде всего, степенью нагрузки на организм. Во время занятий на воздухе скелет, мышцы и все системы жизнедеятельности испытывают большие нагрузки из-за силы притяжения Земли. Занятия в воде ослабляют действие гравитации, так как ей противостоят силы выталкивания. А значит, нагрузка на суставы и вес, который они несут, значительно снижается. Кроме того, при выполнении прыжков, удары, которым подвергаются суставы, смягчаются. Значит, в воде можно заниматься гораздо дольше без риска травматических повреждений.

Таким образом, с одной стороны сила выталкивания облегчает выполнение многих упражнений. Но с другой, на определенной глубине (если тело погружено в воду частично) необходимость преодоления этой силы позволяет увеличить мышечную нагрузки, повышает выносливость и общий тонус организма. Вода оказывает сопротивление движениям человека примерно в 12 раз большее, чем воздух.

Упражнения в воде стимулируют кровообращение за счет массажного эффекта (он достигается воздействием гидростатического давления и турбулентности). Такой массаж приводит к расслаблению, снимает напряжение и физический стресс. Помимо всего прочего, вода способствует укреплению нервной системы, здоровья и общего состояния организма ребенка.

Аквааэробика помогает поддерживать организм в хорошей физической форме, избавляет от лишнего веса, приносит расслабляющий эффект, снимает стресс — и это далеко не весь перечень плюсов, которые получают люди, занимающиеся в воде.

На зарядку становись!

Занятия аквааэробикой, как и обычной аэробикой, начинаются с разминки (10-15 минут). Затем идут упражнения основного тренировочного процесса (20-30 минут). После этого комплекса обычно приступают к упражнениям, направленным на укрепление мышц и опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы и выносливости (в общей сложности 20-30 минут). Завершаются занятия серией восстановительных упражнений (5-10 минут).

Во время занятий необходимо следить за правильным дыханием, ритмом. Задача упражнений состоит в том, чтобы увеличить силу и статическую выносливость мышц спины и брюшного пресса,— тогда они могут в течение долгого времени удерживать позвоночник в правильном положении.

Если не вода, то что же?

Позвоночник ребенка начинает испытывать повышенные нагрузки еще в дошкольный период. Современные родители понимают, какая ответственность ложится на плечи детей при поступлении в школу, поэтому стараются водить своих малышей на подготовительные занятия. Начиная с 5-6 лет, хотя бы по 2 часа 2-3 раза в неделю, ребенок сидит за партой. Чаще всего мебель (столы и стульчики) не приспособлены для еще маленьких учеников. В результате перегружается спина, и устают глаза.

В домашней обстановке будущие первоклашки регулярно занимаются совершенствованием полученных навыков: пишут, читают, рисуют, лепят из пластилина, делают аппликации… Поступление в школу увеличивает эти нагрузки. Всем известно, что немаловажной задачей остается грамотное создание рабочего места. Именно в период регулярных занятий позвоночник ребенка сам «ищет» для себя удобную позу… Удобную, но НЕПРАВИЛЬНУЮ! Если родители своевременно не примут меры, способствующие выработке правильной осанки, то последствия неизбежны и не всегда поправимы. Своевременная и правильная организация рабочего места школьника, способствующая закреплению навыков правильной осанки, позволяет с уверенностью заявлять о своевременной профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата у школьников.

Стул. Глубина сиденья должна быть немного меньше, чем расстояние от подколенной ямки до крестца. Если нет возможности приобрести стул с ортопедической спинкой, в соответствии с ростом, необходимо воспользоваться подручными средствами, сделать импровизированную спинку. Очень удобно, если к ней в области поясницы прикрепить специальный валик, не дающий паравертебральным мышцам чрезмерно перегружаться.

Если ребенок еще не касается ногами пола, под ножки ему подбирают скамеечку: углы «стопа-голень» и «голень-бедро» рекомендовано приблизить к значению 90 градусов.

Стол. Локти ребенка должны свободно опираться на письменный стол (т.е. на столешницу, которая располагается на уровне солнечного сплетения). Следите за расстоянием от глаз до тетради (книги) — оптимально это 30 см. Для того, чтобы уточнить расстояние, попросите ребенка поставить локоть на стол и посмотреть вперед перед собой — если столешница расположена правильно, то кончик среднего пальца касается наружного угла глаза.

Чтение. Книги желательно располагать на специальной подставке на расстоянии вытянутой руки от глаз. Если книга будет лежать перед ребенком на столе, обычно располагаясь правее или левее, то привычный наклон и поворот головы очень быстро перегрузят шейный отдел маленького ученика. А родители будут ломать голову в поисках причины головных болей.

Письмо. Тетрадь правильно располагать под углом 30 градусов - при таком наклоне хорошо видно то, что «выходит из-под пера». Иначе расположенная тетрадь заставит и голову больше наклонять, и поворачивать туловище по оси.

Освещение. Настольная лампа — это идеальный вариант для освещения рабочей поверхности: свет должен падать слева и спереди, не создавая тень. Рекомендуемая мощность лампы — 60 ватт. А естественный свет и расположение стола ближе к окну позволяет максимально использовать световой день.

Родителям необходимо помнить, что сформировать правильную осанку у ребенка можно только в период роста позвоночника. И это целиком посильная задача.

Хорошие привычки

Научите ребенка сидеть во время занятий ровно, опираясь на обе стопы и на обе ягодицы. Каждые 40 минут желательно делать активные передышки: движение снимет напряжение и усталость, и поднимет настроение.

Вредные привычки

Класть ногу на ногу или подворачивать одну ногу под себя, свешивать нерабочую руку вниз, сидеть перед столом в пол-оборота, делать уроки и одновременно смотреть телевизор — это быстрый путь к нарушениям осанки.

N.B.! Памятка родителям

* Покупая коляску для ребенка, обратите внимание на то, чтобы спинка у нее была жесткая. Не используйте маленькие складные коляски типа «гамак», в которых ребенок сидит, согнув спину.

* С раннего возраста нужно следить за тем, чтобы постель у ребенка была достаточно жесткой, а подушка небольшой — мягкие перинки и большие подушки противопоказаны.

* Важно, чтобы у школьника была удобная для подготовки уроков мебель. Ни в коем случае нельзя делать уроки за тумбовым столом.

* До 3 класса школьникам лучше носить ранец. Если ребенок ходит в школу с сумкой, то он должен нести ее попеременно то в одной, то в другой руке.

* В обязательном порядке приучите ребенка делать зарядку, а в идеале — делайте ее вместе. Было бы неплохо, чтобы ребенок занимался спортом, плаванием, танцами и проводил много времени за подвижными играми на свежем воздухе.

 

Дата публикации: 6 Февраля 2018

Нравится