Медицинская консультация

Последний номер журнала

Бремя фаст-фуда

Бремя фаст-фуда

Фаст-фуд (от англ. fast food — «быстрая еда») называют бичом современной Америки. Почти 90% населения США страдает от избыточного веса, более трети — от ожирения. Причин столь бедственного положения несколько. Самая весомая из них — обилие заведений с яркой рекламой, предлагающих быстро, вкусно и дешево перекусить. Гамбургеровые забегаловки давно перешагнули границы Штатов и, будто щупальца спрута, расползлись по всем континентам.

Пикник на обочине

Между прочим, в начале ХХ века у гамбургеров была плохая репутация. Они считались опасной едой бедняков, которую продавали только с тележек у фабрик или на ярмарках. «Есть гамбургеры — все равно, что питаться из мусорного ведра», — писали газеты того времени. Поправить репутацию булки с котлетой удалось в 20-е годы компании «Белый замок», которая установила свои грили на виду у публики. А с появлением автомобиля понятие гамбургера прочно вошло в обиход среднего американца.

В конце 20-х начале 30-х годов прошлого века только в Лос-Анджелесе насчитывалось более миллиона машин. Для удобства их владельцев открыли множество придорожных ресторанчиков — драйв-инов. Бойкие молоденькие официантки в коротких юбках принимали заказы и приносили еду прямо в авто. Пик популярности драйв-инов пришелся на 50-е годы ХХ века. Рядом с заведениями даже начали строить церкви с циничными лозунгами: «Помолись в семейном автомобиле». О том же, что предварительно следует сжевать хот-дог или гамбургер, хоть и умалчивалось, но подразумевалось.

Далее подоспела «семейная» политика «Макдоналдса». Гамбургеры показались всем идеальной детской едой: легко жевать и держать в руке, сытно и, главное, недорого.

Предприимчивые братья

После великой американской депрессии несостоявшиеся актеры Моррис и Ричард Макдоналды открыли на удивление прибыльное заведение «Макдоналдс бразер бюргер бар драйв-ин». Правда, до конца 40-х годов братья терпели ряд неудобств. Наряду с заработанными долларами подсчитывались убытки из-за регулярно бившейся фарфоровой посуды. Каждый год приходилось нанимать новых официанток, уходивших вверх по карьерной лестнице или под венец, а также периодически увольнять зазнавшихся поваров. Досаждали и клиенты — в основном, шумные и неаккуратные тинейджеры. Макдоналды решили покончить с этим кошмаром раз и навсегда, и заведение закрыли… на реконструкцию.

Через некоторое время обновленная точка питания распахнула двери. Моррис и Ричард предлагали посетителям лишь блюда, поедание которых не требовало ножа и вилки. Звон фарфора заменил шелест бумажной посуды. За счет самообслуживания вдвое снизились цены, а принцип конвейера на кухне значительно увеличил производительность труда. За кассой стояли юноши, что придавало «Макдоналдсу» некоторую солидность и привлекало семейные пары с детьми. В это же время братья придумали и фирменный знак в виде буквы «М» в форме двух золотистых, подсвеченных неоном, арок. От клиентов не было отбоя. Несколько кафе разрослись в целую сеть заведений фастфуда. В 1960 году США могли похвастаться наличием 250 семейных кафе-ресторанов «Макдоналдс». К началу 70-х их было уже более 3-х тысяч. Постепенно американцы стали тратить на гамбургеры и колу до 6 млрд долларов в год.

Покорение мира

Идея покорить фастфудом мир принадлежала бизнесмену Рэю Крокку. Именно он предложил братьям продавать лицензии всем желающим открыть семейный ресторан «Макдоналдс». В середине 60-х годов прошлого столетия этот документ стоил 950 долларов. Сегодня компания «Макдоналдс-корпорейшн», основанная мистером Крокком, торгует такими же бумажками по полмиллиона условных единиц за экземпляр. Корпорация ежегодно нанимает на работу до 1 млн человек. В США каждый восьмой представитель рабочих профессий когда-нибудь трудился в «Макдоналдсе».

 «Ты — то, что ты ешь»

Ожирение — вторая после курения причина смертности в США. Ежегодно от него умирают тысячи человек. Миллионы американцев страдают ожирением. Ни одна нация в истории не толстела так быстро. Если в 50-х типичный заказ колы был равен 230 г, теперь «детская» порция — 340 г, а взрослая — 900. В 2 раза возрос уровень ожирения у англичан, которые больше всех европейцев любят фаст-фуд. В Японии с их морской и овощной диетой толстых раньше почти не было — сегодня они стали как все… От корейских диетологов и пропагандистов традиционной культуры очень часто можно слышать, что увеличившееся в последнее время число толстяков в Стране Утренней Свежести — это результат приобщения нации к нездоровой западной пище. Внешне такая точка зрения кажется логичной. Казалось бы, вывод очевиден: в избыточном весе виновата ужасная западная кухня, а если хотите похудеть, вспомните о вековой традиции и переходите на рис. В свете сказанного вполне сенсационно выглядят выводы, сделанные специалистами хирургической клиники Сеула «Эм-Ай-Эс». Оказалось, что корейские толстяки, в отличие от западных, поправляются вовсе не от «фаст-фуда», а от самых что ни на есть «родных» продуктов. Выяснилось, что за один раз корейские толстяки съедают в среднем в 1,6 раза больше пищи, чем «обычные» люди. При этом главное место в рационе тучных корейцев, в отличие от их западных «собратьев», занимают не мясные продукты, а рис, лапша быстрого приготовления и некоторые виды мучных изделий. Мясо они употребляют в среднем всего около полутора раз в неделю. А такую продукцию закусочных быстрого обслуживания, как всевозможные гамбургеры, чизбургеры, пицца и жареная курица, к которым питают слабость западные толстяки, корейцы, страдающие ожирением, едят, как выяснилось, в среднем менее одного раза (0,7 раз) в неделю.

Быстрая еда — большая беда?

Спор между диетологами и владельцами ресторанов о вреде и пользе быстрого питания не утихает. «Если мы будем есть гамбургеры и картошку тысячу лет, станем выше, наша кожа побелеет, и мы превратимся в блондинов», — пошутил однажды японский мультимиллионер Дэни Футжито. Пока же его соотечественники, следуя примеру американцев, растут лишь в ширину. Диетологи всего мира в один голос твердят о том, что фаст-фуд вреден для организма. По свидетельству врачей, фаст-фуд вызывает ожирение, портит желудок, он противопоказан людям с артериальной гипертензией, а также пациентам с холециститом и сахарным диабетом. Поскольку для приготовлении быстрой еды рестораны используют высококалорийные продукты, которые вдобавок еще и обжаривают. Рацион ресторанов и палаток, торгующих хот-догами и гамбургерами, не обеспечивает организм необходимыми пищевыми волокнами, витаминами и микроэлементами. Это значит, что, отдавая предпочтение фаст-фуду (особенно зимой и весной), человек обрекает себя на авитаминоз. По мнению медиков, фаст-фуд безопасен только для тех, кто пользуется его услугами нерегулярно. Если вы не в силах преодолеть желание полакомиться гамбургером и картошечкой, следует делать это не чаще 2-х раз в месяц. Рабочий график не позволяет полноценно питаться в течение дня? Лучше отдать предпочтение кисломолочным продуктам, фруктам или кашам быстрого приготовления.

Различные общественные организации, отстаивающие интересы потребителей, при поддержке государственных чиновников все настойчивее призывают фастфуды «оздоровить» свое меню и стараются по-настоящему заинтересовать общественность проблемами правильного питания. В последнее время некоторые фастфуды к своим обычным блюдам с высоким содержанием сахара, соли и жира стали предлагать большой выбор салатов и овощей.

По данным ВОЗ, в ближайшие 20 лет в мире стоит ожидать удвоение количества смертных случаев, связанных с ожирением. А вот британское «Агентство по продовольственным стандартам» предупреждает, что неправильное питание и недостаток физических нагрузок может привести к сокращению продолжительности жизни. Хотя, как гласит рекламный слоган известных производителей продуктов быстрого питания: «Не важно, чем человек питается, важно — сколько он двигается»…

 Статья из журнала "Фармацевт Практик"

Дата публикации: 18 Декабря 2017

Нравится